20:48 Костры на палубах |
Продолжая вчерашнюю тему стивидорского труда, сегодня знакомлю с документом уже советского периода, а именно, со спецсообщением, которое начальник Управления НКВД по Северному краю Аустрин 17 мая 1936 года отправил первому секретарю Севкрайкома ВКП(б) Иванову и председателю Севкрайисполкома Строганову: Прибывающие под погрузку в Онежский порт иностранные пароходы ввиду недостаточной глубины фарватера реки Онеги у причалов нагружаются не более как на 60 процентов тоннажа, а затем для погрузки выводятся на рейд километров за 30 от лесобирж. Пилотовар подается к пароходам путем буксировки с лесобирж плашкоутов. Уходя от причала для погрузки на рейд иностранное берет с собой рабочих погрузочной бригады, которые и проживают на этом судне до окончания погрузки. Продолжительность пребывания рабочих на иностранном пароходе зависит от темпа подачи к судну пилотовара и состояния погоды и определяется от 2 до 15 суток. Размещение для отдыха рабочих погрузочных бригад на инпароходах всецело зависит от капита судна. В большинстве случаев рабочим приходится валяться на открытой палубе независимо от состояния погоды. Приготовление пищи рабочие производят на самом судне, разводя костер на шлаке, набросанном на палубе судна. Существование такого положения в прошлом влекло за собой ряд конфликтов с иностранцами, а также способствовало иностранцам обрабатывать наших рабочих в свою пользу. В 1935 г. капитан парохода "Свинт" в течение трех суток кормил наших рабочих из-за невозможности доставить рабочим продукты из Онеги ввиду сильного шторма. Были случаи возгорания пароходов от костров, разводимыми нашими рабочими для приготовления пищи. Загорелся германский пароход "Тхильбек", капитан которого попытался поставить это возгорание в вину нашим рабочим. Были случаи обработки наших рабочих иностранцами, владеющими русским языком, особенно латышами. В прошлом как по нашей линии, так и по линии Аварийной Комиссии Госстраха перед дирекцией Онежских лесозаводов ставился вопрос о прекращении проживания наших рабочих на иностранных судах. Для этого предлагается: 1. Возить рабочих с рейда после работы а лесозавод 32-33 и обратно на работу после отдыха. 2. Построить плавучий дом на 180-200 человек для постоянного пребывания на рейде. 3. Построить на Кий-острове летние дома для проживания рабочих. Расстояние от острова до места погрузки пароходов - 3 километра. Дирекции Онежских лесозавдов совместо с Райкомом ВКП(б) в 1934 г., отклоняя эти варианты, давали свои соображения Крайкому ВКП(б), настаивая на углублении фарватера реки до возможности полной загрузки у причальной линии порта. Но это потребует больших затрат и средств на ежегодную чистку фарватера и в ближайшее время трудно осуществимо. Последний из трех указанных выше вариантов - постройка летних домов на Кий-острове - является в настоящее время наиболее простым и более дешевым, чем первые два. Проживание рабочих погрузочных бригад на иностранных пароходах категорически запрещается, а с другой стороны затрудняет осуществление погранрежима, способствует нелегальному въезду и выезду и порождает конфликты с капитанами иностранных судов. Сообщая об изложенном, прошу предложить соответствующим организациям, в частности, Экспортлесу прекратить дальнейшее проживание рабочих погрузочных бригад на инпароходах путем постройки летних домов на Кий-острове с обеспечением рабочих перевозочными средствами от острова Кий на рейд до места погрузки и обратно. К сожалению, на спецсообщении нет пометки, какое было по нему принято решение. Тем не менее само содержание процитированного документа дополняет наши знания о том времени, работе и быте онежских стивидоров довоенной поры, например, о кострах на палубах... На дореволюционной фотографии - погрузка леса в лихтеры, для дальнейшей доставки на рейд к морским судам. ______________________________________________________Предыдущий пост - Сами виноваты! Следующий пост - Цитата и марка по случаю праздника |
|
Всего комментариев: 2 | |||
| |||