19:33 Крупнейшие лесоэкспортные и печальной судьбы теплоход |
Сегодня фотолетопись Севера пополняю двумя снимками 1960-х годов, на которых запечатлены крупнейшие лесоэкспортные предприятия Архангельска той поры - лесопильно-деревообрабатывающий комбинат (ЛДК) им. Ленина (ныне ОАО "Лесозавод № 3") и Соломбальский ЛДК (точнее, его биржа и причалы). Датирую фотографии именно этим десятилетием по следующим причинам: На первом снимке виден лесопильный цех ЛДК им. Ленина - ещё старый деревянный, сгоревший, если я не ошибаюсь, в 1968 году. Этот факт и позволяет утверждать, что снимок сделан не позднее данного года. Что же касается вопроса, откуда делался снимок, то, как работавший на этом предприятии, скажу определенно: с эксплуатировавшегося на бирже башенного крана. А поблизости находящиеся от него штабеля также свидетельствуют, что съёмка производилась в 1960-е годы, то есть тогда, когда экспортные пиломатериалы ещё не подвергались камерной сушке, а сушились на улице в штабелях.
Поскольку высота крана была невелика, то отделённый от комбината руслом Северной Двины остров Краснофлотский визуально слился с территорией предприятия. А русло заметно лишь в крайней правой части снимка. Зато хорошо видно другое русло - между островом и левым берегом.
Подтвердить предположение, что и второй снимок сделан в 1960-е годы, помогло неожиданное обстоятельство - название одного из пяти стоявших у причалов СЛДК теплоходов.
А точнее, второго - западногерманского, у которого на борту было написано: FERDINAND RETZLAFF. Как удалось установить с помощью сайта http://www.nzmaritimeindex.org.nz, запечатлённое на снимке судно было построено в 1963 году и первоначально называлось SEAGULL (Чайка), затем в 1964 году было продано норвежской компанией Эриху Рецлаффу (Dr Erich Retzlaff) и, будучи приписано к Бремену, получило название FERDINAND RETZLAFF. В 1970 году судно вновь было продано (шведской компании) и переименовано в KALMARLAND. Следовательно, под названием FERDINAND RETZLAFF теплоход не мог посещать Архангельск в 1970-е годы.
А утверждать, что на снимке изображены причалы именно СЛДК, позволяет тот факт, что за биржей комбината хорошо видно четырехэтажное здание 49-й школы, вдали же заметна выделяющаяся на тёмном фоне вертикальной цепью огней телевизионная вышка.
К сказанному остаётся только добавить, что судьба телохода FERDINAND RETZLAFF оказалась печальной: ещё дважды перепроданный (в Новую Зеландию, затем США) и переименованный (в TAINUI II и KORAL), он, выполняя рейс с грузом сахара из Доминиканской республики в Новый Орлеан, затонул 5 ноября 1979 года в Мексиканском заливе. Так завершилось последнее плавание судна, неоднократно за лесоэксортными грузами посещавшего Архангельск в 1960-х годах.
|
|
Всего комментариев: 0 | |