Леонид Леонов в те годы.
Портрет работы М.В. Собашниковой-Волошиной
Как из упомянутой статьи, так и из данных снимков видно, что в 1918 году будущий лауреат последовательно Сталинской и Ленинской премий, описывая путешествие из Москвы в Архангельск, открыто выражал свои антибольшевистские взгляды. Например, называл большевиков "социал-палачами".
Или, говоря о настрояниях деревенских жителей, писал, что они повсеместно с нетерпением ждут прихода белых и интервентов.
А само изгнание красных из Архангельска, установление власти белогвардейского правительства назвал "большим важным и ответственным делом", и полагал, что именно с Севера начнётся "оздоровление и возрождение прежней неделимой Руси".
Не отставал от будущего писателя и его попутчик - известный архангельский писатель-сказочник и художник Степан Григорьевич Писахов. Так, например, говоря о большевиках, он сожалел, что "не нам приходится хоронить их..."
Следует сказать, что я привёл далеко не все высказывания Леонида Леонова и Степана Писахова, но и процитированных хватило бы, чтобы, например, в 1937-ом отправить их, понятно, куда. Однако судьба оказалась к ним обоим благосклонной. Хотя, судя по тому, что все антибольшевистские высказывания в упомянутой статье были подчёркнуты красным карандашом, о былых их умонастроениях не забывали. И не просто не забывали - например, о, мягко говоря, сомнительном поведении Степана Писахова в годы интервенции в последующие десятилетия знали практически все. Что, впрочем, не мешало ему уже в 1920-е годы устраивать выставки, а в период Великой Отечественной войны, как представителю творческой интеллигенции, быть прикреплённым для усиленного питания к обкомовской столовой. Практически беспроблемным (в связи с былыми высказываниями и взглядами) оказалось и будущее Леонида Максимовича Леонова. Таковы превратности судьбы, повторяю, благосклонной к ним обоим.
|