Не собираюсь утверждать, что в послевоенной Соломбале катера и лодки имелись в каждом дворе, но скажу, что на нашей банностровской улице Валявкина (по крайней мере на её участке после Таймырской) они, видимо, были почти в каждом. И не по одному плавсредству.
Например, в нашем дворе (ул. Валявкина, 39) в 1960-х годах сразу же после очередного наводнения начиналась подготовка к навигации сразу двух катеров (как мы тогда называли моторок или просто моторов) и двух лодок: шкрабка, конопатка, покраска...
И лишь у одних наших соседей по улице была лодка, не требовавшая весь этот набор подготовительных работ - она была, как литая. И настолько лёгкая, что двое небольших мальчишек могли унести её до Соломбалки без труда. Откуда она у них появилась, как и когда была сделана, я тогда по младости лет не задумывался: есть и есть... Эти вопросы появились позднее, когда и лодки, и её хозяев уже не было. Поэтому и не предполагал, что когда-нибудь найду на них ответы.
Но вот вчера в подшивке газеты «Правда Севера» за 1948 год встретил публикацию писателя Евгения Коковина под названием «Формованная шлюпка», сопровождённую фотографией. А на ней — как раз то, о чём только что говорил. Фотоснимок, увы, невысокого качества, но разглядеть можно:
В публикации говорится, что изготавливал подобные шлюпки находившийся на Мосееве острове судоремонтный завод Севморпароходства, о директоре которого А. А. Александрове я сообщал недавно (Завод и люди). И далее в газете сообщается:
Эта шлюпка по внешнему виду почти не отличается от обыкновенных шитых шлюпок и лодок. С первого взгляда можно лишь заметить, что борта у нее не ступенчатые, не шитые из досок внахлест, а совершенно гладкие. Интересно то, как эта шлюпка создается.
Она рождается на особой колодке, как ботинок. Завертывается в прорезиненный мешок. Наконец, она прессуется в котле с подогретой водой.
Материалами для шлюпки служат тончайшие березовые или сосновые драчки — шпон толщиной от 0,5 до 1,5 миллиметра.
Автоклавный способ изготовления шлюпок был разработан и предложен инженером одного из московских научно-исследовательских институтов Борисом Петровичем Теребениным. Способ весьма оригинальный. Соломбальские шлюпочные строители заинтересовались им и согласились произвести эксперимент.
Строители не имели никакого опыта по автоклавному способу. Больше того, они не имели ни проектов, ни описания изготовления формованной шлюпки, ни необходимого оборудования. Но соломбальские строители смело принялись за работу.
На первую шлюпку было потрачено много труда и энергии. Это были длительные и настойчивые поиски новаторов. Как всегда бывает при новаторстве, строители пережили немало волнений. Но они при всех трудностях продолжали работать, уверенные в успехе своего дела.
Директор завода Александров, начальник деревообделочного цеха Бонди, инженер Бурмин сами принимали непосредственное участие в постройке первой необыкновенной шлюпки. Много любви и терпения вложили в освоение нового дела опытные судостроители: плотник Анисимов и шлюпочник Зорин, ставшие пылкими энтузиастами автоклавного метода.
Как же делается шлюпка? — В начале изготавливается пресс-форма. Это — колодка, по форме которой будет сделана шлюпка. Одна пресс-форма используется для многих шлюпок определенного размера и типа. На пресс-форме имеются прорези для штевней и шпангоутов.
Штевни и шпангоуты укладываются в прорези пресс-формы. Таким образом получается каркас будущей шлюпки. На каркас накладывают диагонально крест-накрест слои шпона. Каждый слой покрывается специальным водоупорным клеем. Обычно накладывается шесть-семь слоев шпона.
Затем пресс-форма покрывается сулагой — специальным приспособлением, имеющим электрообогрев.Заключенная в герметический мешок форма закатывается на тележке в автоклав, представляющий собой горизонтальный котел, способный выдержать давление.
Автоклав закрывается и заполняется водой. Создается давление. Происходит прессование.
Спустя некоторое время вода выпускается. Тележка выкатывается из автоклава. Шлюпка, сформованная и спрессованная на колодке, готова. Остается снять ее с пресс-формы и завершить окончательную отделку бортов.
Легкость, прочность, полная непроницаемость для воды — важнейшие качества формованной шлюпки. Она быстро скользит по воде и легко управляется. На воде она не набухает и, следовательно, не подвержена гниению. В зимних условиях ее можно без малейшего опасения хранить под открытым небом.
При автоклавном способе массовое шлюпочное производство можно перевести на поток. Эта мысль сейчас занимает соломбальских шлюпочных мастеров. Ибо они уже достигли успеха — упорные советские новаторы!
Сейчас пока не могу сказать, выпускались ли на Мосееве острове подобные шлюпки массово. И были ли они на судах морского пароходства: не плавал — не знаю... А о лодке, изготовленной там же вышеописанным способом, я уже сообщил...
______________________________________________________
Предыдущий пост -
«Верной» дорогой идёте, товарищи!
Следующий пост -
Дороги Соломбалы
|