13:52 Мерзкое издевательство |
В статье Желателен и полезен, опубликованной 13 декабря 2007 года в газете «Правда Севера», я рассказал о применении труда заключённых на строительстве Вологодско-Архангельской железной дороги в 1894-1897 годах. И на основе архивных данных сообщил о высокой смертности как заключённых, так и среди вольнонаёмных рабочих. Однако в связи с тем, что строительство железной дороги велось на территориях трёх губерний — Вологодской, Олонецкой и Архангельской — сводных данных о людских потерях установить не удалось. Так как в Государственном архиве Архангельской области имеются сведения только по 3-му (Архангельскому) участку строительства. Как видите, Няндома до революции находилась на территории Олонецкой губернии, а значит, прокладка железной дороги, как южнее, так и её севернее, велась 2-м (Олонецким) участком строительства. А на нём работал инженер Исупов, в записной книжке которого недавно удалось прочитать следующие строки, свидетельствующие о значительной смертности в болотах вблизи будущей станции Няндома: Укладку лаг закончили до Мошинской тропинки, что ведет лесами на Каргополь. Плотничья группа произвела закладку будущего вокзала, одного жилого дома и кабачка. Станцию предложено назвать Няндомой, так как говорят недалеко от Бобровки есть Няндомское озеро. Понятно, что подобного содержания строки не найти в газетах того времени, например, в местом официозе — «Олонецких губернских ведомостях» — цензура бы не пропустила. Но зато сохранились сделанные зимой в дни строительства железной дороги снимки. На второй — рабочие, скорее всего, заключённые, забивают ручными бабами сваи в промёрзшее болото: Вполне возможно, что сидящий на забитой свае инженер тоже порой «чувствовал вину в мерзком издевательстве»... ______________________________________________________ Предыдущий пост - Эх, яблочко... |
|
Всего комментариев: 0 | |