Вчера в выпусках «Вестей Поморья» прошёл телесюжет об острове Мудьюг, точнее, о том, что руками неравнодушных людей восстановлен облик концлагеря, устроенного там интервентами более века назад. А прибыли в 1918 году к нам на Архангельский Север они — английские, французские, американские и польские интервенты — под лживым предлогом «защиты от Германии». Об этом, в частности, свидетельствует «Обращение Британского правительства к русскому народу», напечатанное 14 августа 1918 года в газете «Северное утро»:
Особенно лицемерными были слова об «экономической помощи вашей разоренной и страдающей стране». А о том, что одной из первоочередных задач интервентов была организация концлагерей (но для немцев, а для русских) на Мудьюге и в Иокоганьке в обращении, понятно, ни слова. Но всё-таки одной публикацией в той же газете они свои планы сразу невольно рассекретили — объявили о приглашении печников в отъезд в Иокоганьку на работы по строительству помещений для «обслуживающего персонала» тамошнего концлагеря:
Возвращаясь к телесюжету и выражая искреннюю благодарность неравнодушным людям, всё же замечу, что по крайней мере неуместным, на мой взгляд, было присутствие православного священника возле могил замученных и растреляных на Мудьюге. Почему? — Да потому что его предшественники в 1918-1920 годах в своих проповедях восхваляли интервентов и находили оправдание всем их зверствам, молились за победу их оружия. То есть косвенно были соучастниками мудьюжских и иокоганьских палачей. Посему единственной оправданной причиной появления священника на Мудьюге или в Иоканьге может быть лишь намерение покаяться от имени епархии за грехи предшественников и попросить прощение у душ убиенных жертв интервенции.
А чтобы было ясно, о каких грехах идёт речь, нижу процитирую напечатанную в феврале 1935 года в газете «Правда Севера» статью «Церковь и интервенция»:
В первом же номере своей газеты «Епархиальные ведомости», вышедшем при белых, попы, торжествуя, поздравляли верующих:
«Безбожная власть большевистской партии социал-демократов в городе Архангельске и губернии пала. Ее руководители позорно бежали перед лицом разгневанного народа. Прибыли союзники — англичане, французы, американцы, сербы и зовут на борьбу против врага. Поднимайтесь на защиту родины! Не ждите приказа о наборе! Идите сами, доброй волей».
18 августа на Соборной площади состоялся торжественный благодарственный молебен с участием крестных ходов от всех приходов и всего городского духовенства «по случаю избавления города и перемены власти».
Знаменитый в истории северной контрреволюции протоиерей Иоанн Лелюхин произнес на молебне «слово», полное, с одной стороны, свирепого злопыхательства к большевикам и, с другой, — рабского заискивания и подобострастия перед союзниками. Прежде всего Лелюхин призвал в своем «слове» собравшихся:
«Благодарить небо за избавление от власти правительства, состоявшего из немецких наемников, бесчестных предателей родины и насильников, ограбивших и убивающих наше мирное население».
Захлебываясь от восторга, он говорил:
«Радость перешла в восторг, когда на землю нашего города сошли с кораблей, прибывшие к нам, благородные союзники наши».
«Слово» кончалось призывом:
«Родные мои! Спешите спасти Россию. Во имя божие пойдем сражаться с кровавым врагом, душителем правды. Становитесь под национальные знамена».
Это «слово» было не только полностью напечатано в газете «Северное утро», но и было издано отдельной брошюрой на русском, английском и французском языках для распространения среди населения и войск.
19 августа состоялось первое после переворота собрание «союза духовенства и мирян». На этом собрании тот же протоиерей Лелюхин выступил с горячей речью в поддержку «Займа доверия», выпущенного белогвардейским правительством:
«Православные, родина гибнет! На алтарь отчизны несите вашу любовь, труд, деньги и самую жизнь. Так велел поступать Христос».
Праздник Рождества в 1918 году попы не преминули также всячески использовать для бешеной агитации против большевиков. В то время, как в тюрьме на остове Мудьюг и на Иоканьге томились тысячи заключенных рабочих и крестьян, в то время, как контрразведка белых свирепствовала вовсю, расстреливая на Мхах многие сотни лучших представителей рабочих и трудящихся крестьян, — в это время с церковных амвонов и клиросов лились лицемерные песнопения...
На фронте у белых дело не клеилось, и вот, чтобы подогреть боевое настроение среди солдат белой амии, церковники неустанно устраивают в воинских частях торжественные молебствия, ведут с солдатами беседы. Монахи Сийского монастыря 2 сентября 1919 года вручают боевое знамя генерал-губернатору Миллеру для 3 Северного стрелкового полка (впоследствии этот полк в полном составе перешел на сторону красных).
«Ваше Превосходительство, усердные почитатели и доброжелатели, — так писали Миллеру сийские монахи, — просим принять от нас тот священный дар, как символ победы и торжества над врагом». («Епархиальные ведомости», 1919 г., № 18)
Как громом поразило архангельских церковников и контрреволюционеров известие о том, что английские войска отбывают из Северной области. Растерянные попы пишут в «Епархиальных ведомостях»:
«Уход союзников первоначально казался невероятным, но теперь это — свершившийся факт. Как же они оставляют беззащитный город на явное разграбление...»
И контрреволюционное духовенство, оправившись от удара, принимает ряд мер для продолжения войны с большевиками. «Союз духовенства и мирян» делегирует в Англию протоиерея Лелюхина просить главу английской церкви епископа Кентерберийского воздействовать на английское правительство с тем, чтобы последнее отдало распоряжение об отмене вывода войск. К населению же попы обратились с призывом:
«Русские люди, поднимайтесь на защиту вашего имущества, на защиту родины и святой веры".
Обосновывая необходимость для верующих идти в войска и с оружием в руках бороться против большевиков, попы доказывали, то война не противоречит христианскому учению и что война против «извергов рода человеческого» — большевиков является «священной войной».
Однако этих доказательств оказалось мало. Они уже не действовали. Тогда попы состряпали чудо — появление над Архангельском богородицы с младенцем Христом на руках. Был сочинен специальный «акт» от 27 августа 1919 года, в котором говорится, то группа детей гимназистов и гимназисток от 10 до 13 лет в 8-ом часу вечера «видела невысоко над горизонтом к Почтамской улице на северо-западном стороне пресвятую Марию в сидячем положении и не во весь рост с богомладенцем Иисусом Христом...»
Это «дивное видение», как озаглавлен «акт», напечатанный в № 19-20 «Епархиальных ведомостей» за 1919 год, было сфабриковано протоиереем Воскресенской церкви М. Поповым...
Но уже никакие «акты» о небесном покровительстве не могли спасти белогвардейщину... От архиепископа Кентерберийского пришло неутешительное письмо:
"... Россия может быть уверена в молитвах Англии и в глубоком сочувствии Англии ко всякому усилию, которое Россия может сделать для утверждения среди народа этой великой страны тех начал, которые завещаны источником сего мира — Христом...
Но молитвами, хотя бы и настойчивыми, вести с большевиками — дело безнадежное, как безнадежным было дело белогвардейщины и контрреволюционной поповщины.
19 февраля 1920 года Архангельск стал снова советским.
Наверняка сознавал, что молитвами белому делу не поможешь, и настоятель Троицкого кафедрального собора протоиерей Иоанн Лелюхин. Понимал он и то, что ждёт его после бегства белых. Поэтому опередил многих из них — заблаговременно эмигрировал из Архангельска в Англию. То есть бросил свою паству, которую призывал жертвовать деньги и идти умирать. А сам устроился неплохо — служил священником зарубежной православной церкви в Италии и Франции. Причём французский период служения совпал по времени с немецкой оккупацией. Говорил ли он в 1940 году такие же слова в адрес оккупантов, как в 1918-ом, неизвестно. Но примечательно и символично то, что скончался Лелюхин в Париже накануне нашей Великой Победы - 2 мая 1945 года.
Что же касается его архангельских «коллег», то многим из них после возвращения красных пришлось, понятно, несладко. Ответ на вопрос, почему, каждый логически мыслящий найдёт в процитированной статье, автором которой был И.Д. Блинов...
______________________________________________________
Предыдущий пост -
Возвращение похищенного
|