В апреле 2012 года в Котласе состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы развития транспортной инфраструктуры Европейского Севера России», по итогам которой был издан сборник материалов её участников, в том числе В. Брызгалова. А его выступление было посвящено теме «Пароходства, пароходные общества и частные владельцы пароходов на реке Северной Двине в XIX-XX веках». И, конечно же, своё сообщение Виктор Васильевич начал с рассказа о самом первом из пароходных обществ — «Северо-Двинском»:
23 августа (4 сентября по новому стилю) 1858 г. на Северной Двине было осуществлено пробное плавание первого речного парохода «Юг». На следующий день, 24 августа, пароход «Юг» в 10 часов 30 минут утра отправился в первый рейс против течения реки Северной Двины под управлением одного из учредителей Северо-Двинского пароходного общества, Афанасия Васильевича Булычева. Судно вело на буксире две 12-саженные баржи с грузом около 4000 пудов и везло 65 пассажиров. Конечный пункт назначения — устье реки Вычегды. Первый рейс был совершён за 91 час ходового времени, исключая время на ночлег и время остановок для погрузки топлива (дров). Обратный рейс до Архангельска, без барж, был проделан за 37 часов ходового времени.
3 октября 1858 г. император Александр II утвердил Устав «Северо-Двинского пароходного общества». Организаторами этого общества были купец 1-й гильдии Филипп Тихонович Булычев, купец 3-й гильдии Афанасий Васильевич Булычев и коммерции советник, крупный Никольский купец Илья Яковлевич Грибанов, в компании с другими предпринимателями. В Уставе общества говорилось, что оно создано для перевозки грузов и пассажиров от Соловецкого острова по Белому морю, Кубенскому озеру,
рекам Северной Двине, Сухоне, Вологде, Шексне, Волге, Каме и Вятке. Обществу разрешались строительство и приобретение пароходов как в России, так и за границей; возведение жилых, складских и конторских помещений; комплектование кадров, назначение агентов в тех местах, где признается нужным; приём грузов от казны и частных лиц для доставки их по назначению.
В 1871 г. «Северо-Двинское пароходное общество» имело три парохода: «Двина», «Компаньон» и «Юг». В 1876 г. оно приобрело ещё три парохода, а в 1883 г. построило в Бельгии, перевезло в Архангельск и собрало первый товаропассажирский пароход «Вычегда». Судно, стоимостью в 30 тыс. рублей, освещалось электричеством. Через три года приобретаются ещё два однотипных товаропассажирских парохода — «Пинега» и «Луза». К 1892 г. Афанасий Васильевич Булычёв стал единственным хозяином «Северо-Двинского пароходного общества», которое располагало 7-ю пароходами, но в 1898 г. общество разорилось. Все пароходы, которыми владел А.В. Булычёв, приобрело «Северное пароходное общество «Котлас - Архангельск - Мурман». Так закончилась деятельность первого пароходного общества на Северной Двине. К сожалению, документальных материалов о деятельности данного пароходного общества в государственных архивах не сохранилось...
Да, действительно, архивных документов об этом обществе не сохранилось, вернее, они просто не были сданы на хранение. Однако хотя бы краткую информацию о деятельности пароходного общества, как я полагал, всё же можно будет найти в газетах той поры. И в своём предположении не ошибся — например, в столичной (петербургской) газете «Биржевые ведомости» за 3 июля 1862 года был опубликован «Отчет Высочайше утвержденного Северо-Двинского пароходного общества за 1861 год». Некоторые сведения найденные в этой публикации, сообщаю ниже:
Итак, на тот момент общество имело два парохода: «Двина» (80 лош. сил, куплен за 43 тыс. руб., балансовая стоимость — 35 тыс. руб.) и «Юг» (60 л.с., куплен за 32 тыс. руб., балансовая стоимость — 26 тыс. руб.). И 18 барж длинною от 19 до 35 саженей и балансовой стоимостью от 5 до 35 тыс. рублей. Кроме того, имелись: плавучие пристани в Архангельске (2 тыс. руб), Великом Устюге (1,6 тыс. руб.), 28 заволен, лодок и карбасов (317 руб.), береговые строения (480 рублей).
За навигацию отчётного года из Архангельска в верх по Двине было перевезено грузов на 16423 рубля 3 копейки, а в обратном направлении: с Подосиновской пристани (на реке Юг) — на 7000 — и из Великого Устюга — на 15935 рублей 40 копеек.
За перевозку пассажиров было выручено: из Архангельска с 13634 человек — 17182 рубля 74 копейки, а из Великого Устюга с 2782 человек — 2764 рубля 45 копеек. С севших по пути движения пассажиров — 1498 рублей 67 копеек.
За взводку (буксировку) в Архангельск барж-тихвинок и лодок пароходное общество заработало 645 руб., за перевозку такелажа — 247 руб. 14½ коп.
Всего за 1861 год было выручено 61696 рублей 43½ копейки. А статьи расходов пароходного общества оказались следующими:
Содержание пароходов:
за дрова и смазку — 5844 руб. 13½ коп.
ремонт — 1016 руб. 33 коп.
за разные материалы и такелаж — 365 руб. 28½ коп.
на жалование и питание членов экипажей — 10656 руб. 75 коп.
Содержание барж:
ремонт — 2058 руб. 4½ коп.
употребление мелких снастей, разных материалов и инструментов — 467 руб. 62 коп.
сплав, переводку народными силами (возможно, с использованием бурлаков) — 822 руб. 46 коп.
на жалование и питание — 4429 руб. 22 коп.
Содержание контор и правлений:
на содержание конторы в Архангельске и содержание пристани — 909 руб. 91 коп.
на жалование служащим Архангельской конторы — 1487 ру. 90. коп.
на содержание конторы в В. Устюге и на Подосиновской пристани — 312 руб. 50 коп.
на жалование их служащим — 1322 руб. 77 коп.
на содержание правления общества — 388 руб. 95 коп.
на жалование его служащим — 2390 руб.
на содержание пристаней в Сие и Березнике — 148 руб.
Разные расходы:
почтовые, за публикации в газетах, за книги, бланки, канцелярские — 361 руб. 29 коп.
за разъезды — 722 руб. 16 коп.
проценты за занятый капитал — 351 руб. 14 коп.
за нагрузку, перегрузку и выгрузку товаров - 2106 руб. 51 коп.
пошлина на улучшение путей сообщения — 205 руб. 28 коп.
общие навигационные и экстраординарные расходы — 2 568 руб. 82 руб.
за зимовку пароходов и барж — 1268 руб. 37 коп.
за доставку такелажа из Архангельска на пристани — 840 руб. 80 коп.
Убыток от двух сгоревших с такелажом барж на Подосиновской пристани — 5182 руб.
Всего расходов и убытков — 46236 руб. 24½ коп. За вычетом этой суммы прибыль «Северо-Двинского пароходного общества» за 1861 год составила 15460 рублей 19 копеек.
Десять процентов от суммы полученной прибыли перечислили в запасной капитал, 5250 рублей получили акционеры общества (по 7 рублей за акцию), на премии трём директорам и служащим ушли 302 рубля 49 копеек, учредитель общества Афанасий Булычёв получил 326 рублей 29 копеек.
А директорами общества на тот момент были: Михаил Кардаков, Владимир Грибанов, Александр Изергин. Бухгалтером - Федор Корельский. И, судя по приведённым выше цифрам, их деятельность следует признать вполне успешной, ибо даже несмотря утрату двух барж с грузом, общество получило в 1861 году прибыль, не обидело акционеров, обеспечило работой и заработком членов экипажей пароходов.
Надеюсь, мне удастся найти аналогичные публикации (отчёты) за 1897-1898 годы и с помощью их выяснить, что стало причиной банкротства «Северо-Двинского пароходного общества». И сколько за годы, прошедшие с 1862-го, было перевезено пассажиров на «Двине» по Двине...
______________________________________________________
Предыдущий пост -
Канинская «прогулка» пригородных крестьян
Следующий пост -
Кашалот и Лайский Док
|