10:04 Наглый экскурсант |
Продолжая вчерашнюю тему о приходивших в Архангельск иностранных судах, скажу, что причальные линии лесозаводов, где они швартовались, являлись фактически государственной границей и поэтому дежурство на причалах пограничников было обязательным. Как следствие — нахождение вблизи лесозаводов или на их территориях небольших погранчастей. Так, в Соломбале, рядом с биржей СЛДК располагалась часть, помеченная мной следующем фотоснимке: Находилась небольшая часть и на территории ЛДК им. Ленина (3-го лесозавода), одного из военнослужащих которой я невольно проверил на бдительность. А случилось это давно — в дни моей летней студенческой практики, когда я работал в водном цехе комбината. Дело было так. Возвращаясь с работы, я из окна трамвайного вагона заметил, что у причала стоят три судна с разноцветными флагами (понятно, иностранные), а на рейде своей очереди дожидается намного большее по размерам ещё одно — судя по красному флагу на корме, советское. Название его, с такого расстояния, конечно, рассмотреть было невозможно. Поэтому я решил, что завтра утром по пути на работу, сойду с трамвая на остановку раньше (на «Такелажной»), миную первую (если считать от центра города) проходную и прогуляюсь по причалу. А значит — в непосредственной близости осмотрю иностранные суда и заодно узнаю название советского. Следует сказать, что при приёме на работу на время практики со мной, конечно, провели инструктаж по технике безопасности. Однако, где можно находиться на территории комбината и куда ходить запрещено, не сказали. Поэтому на следующее утро, пораньше (смена начиналась в 7.30), я без опасения какое-либо правило нарушить сделал всё, что накануне намечал. — Без проблем по пропуску прошёл через проходную на территорию, но далее проследовал не через мебельную фабрику, а уверенно направился прямо на причал... И увидел уставившегося на меня паренька-пограничника, который кроме как своей растерянностью никак на моё неожиданное появление не отреагировал. В общем, то ли был спросонья, то ли так на него воздействовала моя уверенная походка...
Лишь потом я узнал, что находиться на причале во время стоянки иностранных судов имели право грузчики-стивидоры, крановщики, водители автолесовозов, подвозивших пакеты пиломатериалов, и при острой необходимости (например, сломался кран) - слесари-ремонтники. И, конечно, начальник, браковщики и мастера цеха погрузки.
Не зная всего этого, я, находившийся в одиночестве на пустом причале, спокойно и не спеша осмотрел суда — оказалось, что одно — голландское, два — западногерманских. И рассмотрел название советского — «Назым Хикмет» Черноморского пароходства, порт приписки — Одесса.
Фото сайта Суда ММФ СССР
Когда я уже миновал последнее иностранное судно из-за штабеля навстречу вышел начальственного облика человек — впоследствии, в период работы на этом ЛДК, узнал, что это начальник цеха погрузки Ананьев:
— Как ты тут оказался? Что ты тут делаешь?...
Что я и сделал, пройдя мимо ещё одного пограничника, дежурившего в другом конце причала.
О своей наглой экскурсии по причальной пограничной линии я, конечно, не сожалел — ибо никаких последствий не было. Но сожалел о другом — что невольно подвёл паренька-пограничника. Так как его вполне могли наказать. Но я почему-то подумал, что начальник цеха не сообщил начальнику погранчасти о произошедшем. Надеюсь, что так и случилось...
На фрагменте немецкого аэрофотоснимка Архангельска военной поры — маршрут экскурсии, совершённой мной десятилетия спустя:
Предыдущий пост -
Такие разные иностранцы...
Следующий пост -
Избавление от избавительницы
|
|
Всего комментариев: 0 | |