16:24 «Настроение, враждебное нам...» |
О проекте дореволюционного Белкомура — Обь-Беломорской железной дороги — я рассказывал 29 июля. Три же дня назад упомянул о другом нереализованном замысле — железной дороге Пермь-Котлас-Сорока (Беломорск). А сто лет тому назад — 17 ноября 1916 года — речь об этих двух проектах шла на заседании железнодорожной комиссии Архангельской городской думы. Причём докладчиками на нём были вернувшиеся из Петрограда Владимир Андреевич Ленгауэр и Николай Васильевич Преображенский, которые сообщили о состоявшемся в столице съезде областных военно-промышленных комитетов. На этом форуме обсуждались проекты новых железных дорог и очередность их строительства, и откомандированным в Петроград представителям Архангельска было поручено «проталкивать» проекты двух дорог: Обь-Беломорской и Архангельск-Сорока. И одновременно вставлять палки в колёса проектам дорог Обь-Котлас и Котлас-Сорока, агитатором за которые был художник Борисов. Ибо в случае состыковки в Сороке этих дорог с уже построенной Мурманской сибирские и уральские грузы прямым ходом пошли бы в новый незамерзающий порт в Кольском заливе, то есть мимо Архангельска. Впрочем, одним Борисовым число противников не ограничилось, так как, например, свои виды на сибирские грузы имели представители столичного порта - давнего и с петровских времён более успешного конкурента Архангельского. Именно обо всём этом и поведали собравшимся в гордуме прибывшие из Петрограда представители, с текстами выступлений которых частично знакомлю ниже: Нам было поручено защищать на съезде Обь-Бломорскую жел. дорогу, а также проект соединения Архангельска с Мурманской ж. дорогой. На съезде мысль о соединении Архангельска с Мурманом была встречена с недоумением и даже смехом. Удивлялись, как это архангельские представители желают провести железную дорогу вокруг всего Белого моря. Под впечатлением этого провала мы отправили в Архангельск телеграмму о том, что что борьба неравная, Беломорская жел. дорога отнесена в дальнейшие дороги и т.д. Телеграмма эта, однако, не вполне соответствует действительности. Под впечатлением провала соединения Архангельска с Мурманской жел. дорогой, и при тех невыгодных условиях, которые нас окружали, будущее рисовалось нам в мрачных красках и мы полагали, что такая судьба постигнет и проект Обь-Беломорской жел. дороги. В действительности же, однако, оказалось, что, несмотря на критику, Беломорская жел. дорога отнесена была в первую очередь ж. д. строительства. Линия же Котлас-Обь по проекту художника Борисова во вторую. Что касается линии Котлас-Сорока, то она признана внеочередной, и будет строится с 1917 г. На постройку уже ассигнованы деньги... Теперь в Петрограде такое настроение, что нужно направлять все грузы не из Архангельска, а обязательно на Петроград. Хотя и раздаются протестующие голоса, но общее настроение к Архангельску — прямо враждебное. Говорят, что по пути следования Беломорской железной дороги нет лесов, стоят страшные холода, колонизация абсолютно невозможна и т. д. Очевидно, там есть общественно настроение, враждебное нам. Это настроение мы сразу почувствовали на съезде. Нужно сказать, что 16-17 октября в Москве при военно-промышленном комитете состоялось совещание по вопросам ж. д. строительства, где проект Беломорской дороги быт подвергнут общей критике. Вообще, в обоих столицах против Беломорской дороги ведется целая кампания. Выискиваются волонтеры, совершенно не знакомые с делом, которые тем не менее с цифрами в руках, хотя бы непроверенными и ни на чем не основанными, выступают на съездах и собраниях. Как бы то ни было, но они достигают желаемого эффекта, известного впечатления, с чем мы не в силах бороться, так как мы не в курсе дела. Если мы пойдем на съезд, то нас опять побьют. Когда я выступил на съезде, то надеялся опровергнуть эти нападки и добиться одобрения наших проектов. Однако этого не случилось. Раздавались голоса, что это какая-то фантастическая дорога. Упрекают, например, в том, что этот проект создан под немецким влиянием, называют нас консерваторами, так как мы хлопочем о вывозе за границу, а не внутрь России и т.д. Теперь нам следует иметь своих представителей в Москве и Петрограде. Они будут поддерживать нас, а мы, в свою очередь, их. Смотрите, как работают вологжане - у них везде есть связи, они стараются, хлопочут, ездят на совещания и т.д. Работа их успешно продвигается вперед... Вслед за Ленгаэуром, чьё выступление процитировано выше, слово взял Преображенский, который рассказал о главном противнике: Художник Борисов имеет влияние в Петрограде. Про него говорят, что он якобы первый указал на громадное значение Мурмана и вызвал сооружение этой дороги. Его считают чуть ли не единственным человеком, который хорошо знает Север... Сибиряки слушают планы художника Борисова и думают: вот нашелся же такой человек! После отчётов представителей выступил гласный (депутат) гордумы купец Христофор Николаевич Манаков: Надо отстаивать проект Обь-Беломорской дороги, бороться против других проектов. Для этого необходимы средства, устройство особого бюро, которое бы разработало проект в такой степени, чтобы нашим делегатам было не стыдно выступить на съездах. Как известно, вскоре — в 1917-ом — грянули две революции, и никаких железнодорожных съездов, понятно, больше не проводилось. Однако если бы они и состоялись, то Архангельск на них Ленгауэр уже бы не представлял — через несколько недель «защитник» интересов Архангельска переехал в другой город — в Пермь. А проекты упомянутых дорог тем временем были положены на полку, где пылятся до сих пор. Правда один из них все же был реализован — пусть и спустя десятилетия, но Архангельск был соединён железной дорогой с Беломорском... P.S. Вчера телеканалы показали сюжет о том, что первый грузовой железнодорожный состав пришёл из Китая в Лондон. За 12 дней. Это факт только увеличивает сомнения в том, что будет реализован проект Белкомура, ибо грузы как из Поднебесной, так и из Сибири можно теперь доставлять без лишних дорогостоящих перевалок. ______________________________________________________ ______________________________________________________Предыдущий пост - Недолговечные штаты Следующий пост - Купцы, заём и американское мясо |
|
Всего комментариев: 0 | |