Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

16:56
Не только морской-речной, но и... аэровокзал

В газете «Правда Севера» за 26 февраля 1971 года был опубликован фотоснимок А. Вилачева, запечатлевшего знакомое по 500-рублёвой купюре всем гражданам России сооружение - архангельский морской-речной вокзал в тот момент, когда до пуска его в эксплуатацию оставалось шесть месяцев, за которые необходимо было сделать остекление, смонтировать подвесные потолки, системы отопления, водоснабжения и водоотведения, провести отделочные работы. И, конечно, установить и запустить электронные часы, которые, к сожалению, уже давно не работают.

А в каком режиме заработал после пуска в эксплуатацию объединённый морской и речной вокзал, наверняка помнят многие архангелогородцы старшего и среднего поколений - круглый день к его причалам пришвартовывались и отходили теплоходы на подводных крыльях типа «Ракета» и «Полесье», следовавшие по маршрутам до Холмогор, Двинского Березника, Верхней Тоймы и Котласа, ежедневно в 17.00 отправлялись пассажирские теплоходы «Неман», «Индигирка», «Олекма» и «Пинега» в Котлас.

А рядом с ними стояли морские суда - белоснежные «Буковина» и «Татария» (возившие туристов на Соловки), «Вацлав Воровский», «Клавдия Еланская», «Алла Тарасова», «Аджигол» и «Юшар» (ходившие до Мурманска, Мезени, вдоль морского побережья).

Однако в 1983-ем это сооружение взяло на себя совсем не свойственную для его предназначения функцию - стало ещё и аэровокзалом. Дело в том, что летом упомянутого года проводилась реконструкция аэропорта Талаги, в связи с чем часть рейсов (внутриобластных) была перенаправлена на уже построенный аэропорт Васьково. Но большинство прилетавших в Архангельск воздушных судов садилось на военном аэродроме Лахта (Катунино). И, конечно, оттуда же они и улетали. А так как помещений для пассажиров там, понятно, не имелось, было принято решение устроить их в морском-речном вокзале, точнее, в правом его крыле (если смотреть от реки), где до этого размещался зрительный зал клуба (по сути, кинотеатра) «Маяк».

Помещение оперативно переоборудовали - установили кассы, стойки регистрации и приёма багажа. А маршрут пассажиров был таким: они поднимались по лестнице со стороны автобусных остановок, с южного торцовой стороны заходили в вокзал, регистрировались и сдавали багаж, затем выходили с той же стороны, но через другие двери, спускались на причал, где организованно садились на автобусы, каждый из которых следовал до аэродрома Лахта непосредственно к трапу самолёта. А багаж доставлялся вслед за автобусами в автофургонах.

А прилетавших в Архангельск опять же у трапа поджидали автобусы, на которых они следовали до морского-речного вокзала, где после 10-15-минутного ожидания грузовых машин получали свой багаж. Необходимо заметить, что за поездку на автобусе (и причём весьма неблизкую) с авиапассажиров плата не взималась. Наоборот, приносились извинения за неудобства, обусловленные реконструкцией аэропорта.

Следует сказать, что в тот период авиарейсов из Архангельска было несравнимо больше, чем сейчас: самолёты летали практически во все столицы союзных республик, поволжские, южные и сибирские города (например, Астрахань, Горький, Адлер, Минеральные Воды, Краснодар, Одесса, Симферополь, Львов, Новосибирск), не говоря уж о Москве и Ленинграде (в каждый до 8-10 рейсов в день). Поэтому объявления о начале регистрации или о прибытии пассажиров следовали один за другим. Причём они чередовались с объявлениями о курсировании речных и морских судов.

В общем, площадь у морского и речного вокзала и его причалы выглядели в то лето, как муравейник. Тут были и прибывшие котласским теплоходом с вёдрами лесных ягод жители области, и пассажиры, прилетевшие, например, из столицы Украины со коробками знаменитых в ту пору киевских тортов, и прибывшие на морском теплоходе поморы с берегов Белого моря, и туристы, ожидавшие отплытия на Соловки... Кроме того, от морского-речного вокзала тогда отправлялись автобусы в Северодвинск, Новодвинск, Холмогоры, Емецк и в пригородные населённые пункты. К тому же вокзал являлся конечной остановкой для ряда городских автобусных маршрутов. И тут же находились остановки трамваев и троллейбусов. То есть было столпотворение, сопровождавшееся непрекращающимися объявлениями об отправлении и прибытии...

Из своих сугубо личных воспоминаний могу привести такой факт: однажды как раз напротив центрального входа в вокзал, точнее, лестницы к нему я чуть было не столкнулся с тогда уже широко известным артистом Леонидом Куравлёвым, бывшим в то лето на гастролях в Архангельске и в тот момент спешившим, видимо, после их окончания на самолёт...

Но всё это далеко в прошлом, как в прошлом и тот старый, уютный, несмотря на якобы «застой», развивавшийся и строившийся Архангельск, одной из примет которого был морской-речной вокзал. Пишу «был», так как и он давно превратился в очередной торговый центр...

Последнее фото с сайта News.29.ru

______________________________________________________ ______________________________________________________

Предыдущий пост - Пожар как следствие ...?

Следующий пост - Панорама с Троицкого

Просмотров: 1428 | Добавил: Bannostrov | Теги: Фотолетопись Архангельска, История Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: