Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

13:00
Нерадостная встреча

Во вчерашнем сообщении говорилось, что мой дядя водолаз Владимир Грицай в 1960-1980-х годах работал в Отряде аварийно-спасательных и подводно-технических работ Северного морского пароходства (ОАСПТР СМП), располагавшемся в Соломбале на Мосеевом острове. К этому отряду были приписаны два специализированных спасательных судна — «Тритон» и «Протей», которые, как правило, стояли у причала Красной пристани.

Суда-спасатели «Тритон» и «Протей». Фото сайта Старый Архангельск

Водолазы ОАСПТР поочередно (видимо, помесячно) включались в команды этих судов в должности дежурных. В октябре 1966 года в экипаже одного из этих судов (не помню, какого именно) состоял мой дядя, который сообщил, что утром 19 октября «Тритон» и «Протей», как и суда Портофлота (всего не менее десятка), выйдут навстречу возвращающемуся в родной порт из последнего рейса прославленному ордена Ленина ледоколу «Георгий Седов», а затем в качестве почётного эскорта будут сопровождать его до Красной пристани.

Поскольку предстоявшее событие показалось весьма интересным и значимым, я спросил, нельзя и мне в нём участвовать - понятно, лишь в роли любопытного зрителя. Как на следующий день выяснилось, капитан судна не возражал. Оставалось только найти предлог, чтобы мне, четверокласснику, не идти в тот день в школу. Сейчас затрудняюсь сказать, какой именно предлог мама нашла, позвонив классной руководительнице. Видимо, весьма убедительный, ибо никаких объяснений по поводу прогула мне потом давать не пришлось.

Рано утром я поспешил на трамвайную остановку «ул. Таймырская» и минут через 20-25 уже поднимался по трапу. События того дня запомнились хорошо — как-никак первый раз на морском судне. Побывал практически везде — вплоть до камбуза. И даже вместе с членами экипажа отобедал.

Но прежде всего запомнилось главное событие того дня: проплывающие мимо Соломбала, Маймакса, Экономия, встреча «Георгия Седова», разворот и следование за ним, приветственные гудки стоящих у причалов лесозаводов советских и иностранных судов, заводские гудки, устремившиеся вверх струи воды, выстроившиеся один за другим на Двине суда Севморпароходства с флагами расцвечивания, митинг на Красной пристани. Рассказывать можно долго, но лучше, чем в словах, картина того дня запечатлена в ниже приведённых фотоснимках. А в качестве комментария к первому скажу, что в момент его съёмки я находился на корме поворачивающего судна, куда бегом поспешил, когда мы прошли мимо пристававшего к причалу ледокола:


Нельзя не сказать и о том, что тот день примечательно и другим событием — впервые Архангельское телевидение вело внестудийное вещание, то есть с помощью передвижных телевизионных станций шла прямая трансляция с Красной пристани и с борта ледокола «Георгий Седов». Как раз об этом и свидетельствует следующий снимок:

Не осталось событие того дня незамеченными и кинодокументалистами — последнему рейсу ледокола был посвящён сюжет в киножурнале «Новости дня» (№ 46 за 1966 год) — смотреть по этой ссылке, начало сюжета по временной отметке — 6.50.

Заключительная часть этого сообщения, увы, будет нерадостной. Так как печально, что прославленный ледокол пустили на металлолом, а не сохранили (а о таком намерении — о вечной стоянке — тогда много говорили). Не вызывает положительных эмоций и тот факт, что я, видимо, единственный здравствующий из числа тех, кто был 19 октября 1966 года на судах, встречавших «Георгия Седова». Конечно, рад бы был, делая такой вывод, ошибиться...

_____________________________________________________

Предыдущий пост - Водолаз из Петровки и гранита

Следующий пост - Холодным летом 1974-го

Просмотров: 297 | Добавил: Bannostrov | Теги: Фотолетопись Архангельска, История Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0