07:55 НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ |
В опубликованной в «Правде Севера» 29 января 2009 года статье Хозяйство Касперовича я сообщал о начинавшемся в 1951-1953 годах Строительством № 510 возведении железной дороги Архангельск-Мезень (и далее) и о причинах, по которым оно сначала было заморожено, а затем и вовсе прекращено.
Считать возможным рекомендовать Архангельскому горисполкому отвести в пределах городской территории полосу под железную дорогу при обязательном выполнении Строительством следующих условий:
а. улицы Энгельса (главной подводящей к привокзальной площади магистрали),
2. При строительстве центрального железнодорожного узла станции Архангельск это положение в обязательном порядке должно быть учтено и здание пассажирского вокзала должно хорошо просматриваться со всех трех вышеперечисленных магистралей. Соответствующим образом должны быть увязаны отметки центральной привокзальной площади с отметками улиц Энгельса, Урицкого и Госпитальной (ныне Гагарина. — М.Л.).
Далее из текста постановления следует, что кроме центрального вокзала намечалось построить в черте города еще два здания того же предназначения — в конце улицы Вокзальной (если не ошибаюсь, ныне Октябрят, не путать с другой бывшей Вокзальной — теперь пр. Дзержинского) и в районе уже запроектированного жилого массива Варавино. Вот как об этом говорится в протоколе:
В связи с организацией застройки Варавинского подрайона при составлении проекта железной дороги предусмотреть строительство вокзала напротив центральной композиционной оси этого района согласно проекта планировки города.
Это постановление было подписано начальником упомянутого отдела главным архитектором области Михаилом Кибиревым. Спустя же полтора года — 10 марта 1954 года — подпись Михаила Фёдоровича появилась еще под одним документом, а именно под письмом секретарю Архангельского обкома КПСС Савелию Прохоровичу Логинову. В нем, в частности, говорилось:
Реальным становится строительство в ближайшие два года одного из крупнейших объектов в г. Молотовске — здания заводоуправления, фундамент для которого заложен был ранее.
К сожалению, практически все запланированное в вышепроцитированных документах не было реализовано. Причина тому общеизвестна — кончина И.В. Сталина. Поэтому уже весной 1953-го было прекращено строительство железной дороги на Мезень, обнулены огромные по тем временам суммы, выделенные на проектирование и строительство железнодорожного моста через Двину в районе Жаровихи и возведение привокзального и варавинского жилых массивов. И, конечно, на строительство центрального вокзала Архангельска. Если бы этого не случилось, то и вокзал, и жилые здания указанных микрорайонов (Привокзального, Варавино и Первомайского), несомненно, были бы возведены в 1950-х годах в стиле сталинского ампира. И выглядели примерно также, как застроенный «сталинками» центр соседнего Молотовска (Северодвинска).
Что же касается города корабелов, то, хотя здание управления завода № 402 (ныне Севмашпредприятия) и было построено в срок, но золочёный шпиль над ним так и не появился. Потому что его не успели возвести до выхода в 1955 году хрущёвского постановления о борьбе «с излишествами и украшательством в архитектуре». Возможность же узнать, каким это здание задумывалось, конечно, есть — проектные чертежи наверняка хранятся в архивном фонде Севмаша. Но этот фонд в силу известной специфики предприятия недоступен. Поэтому, пользуясь современными технологиями, я сделал фотомонтаж, дающий представление, как примерно могло выглядеть это здание с «адмиралтейской иглой».
Возвращаясь к вопросу о проектировавшемся в районе Жаравихи железнодорожно-автомобильном мосте, то скажу, что его намечалось построить через остров Турдеев (Рынинскую кошку) и выглядел бы он, если смотреть с правого берега, примерно так:
В заключение следует сказать, что большинство как частично осуществленных в Молотовске, так и нереализованных в Архангельске проектов того времени было разработано находившимися в северной столице институтами «Ленгипрогор» и ГСПИ-2. Поэтому ленинградские проектировщики вольно или невольно привносили в свои разработки черты родного города. И даже символы, одним из которых является золочёный шпиль на здании Адмиралтейства.
Предыдущий пост -
ХРУЩОВ, КИЗЕВЕТТЕР И НЕПРАВИЛЬНАЯ УЛИЦА
|
|
Всего комментариев: 0 | |