Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

14:36
Нереализованные прожекты

Чтение подшивок дореволюционных газет — это занятие, на мой взгляд, увлекательное. Однако не только по той причине, что узнаешь о подробностях событий столетней давности непосредственно от их современников и участников. Но и потому, что пожелтевшие газетные страницы рассказывают о тех событиях и планах, которые в прошлом планировались, но так и не произошли или не были реализованы.

Например, в апреле 1913 года газета «Архангельск» известила своих читателей, что в недалёком будущем они по шоссе будут ездить ... нет, не в Холмогоры, а несравнимо дальше — в Крым! Именно об этом говорилось в заметке, сообщавшей, что одна из главных государственных шоссейных дорог скоро свяжет Архангельск с Холмогорами, Каргополем, Череповцом, Рыбинском, Ярославлем, Москвой, Тулой, Орлом, Курском, Харьковом, Екатеринославом, Перекопом и, наконец, Симферополем.

Правда, точные сроки завершения этой грандиозной стройки указаны не были. Впрочем, читатели, верившие тогда газетному слову, потребности в информации о точной дате, скорее всего, не испытывали. Главное, этой газетной заметкой в них была вселена надежда в близкое "светлое будущее". А она подкреплялась тем фактом, что сравнительно недавно было реализовано также, казалось бы, невозможное — по непроходимым северным болотам была проложена железная дорога, связавшая Архангельск с Москвой.

Также не сомневались в реализации другого дорожного замысла и шенкуряне, узнавшие из газет, что через их город вскоре будет проложена железная дорога Пермь-Котлас-Сорока (ныне Беломорск). Причём жители Шенкурска настолько поверили этим газетным сообщениям, что в городе началась ажиотажная скупка недвижимости. Как результат — цены на земельные участки и жилые дома увеличились в 4-5 раз. Например, дом, ранее стоивший 5 тысяч рублей, был куплен за 25 тысяч. Именно об этом и сообщала в 1916 году в одном из своих номеров та же газета:

В том же 1916 году, точнее в декабре, в министерстве путей сообщения созрел ещё один замысел — перевести управление Северных железных дорог из Москвы в Вологду. В газетной заметке, посвящённой предстоящему событию, в частности, говорилось:

Единственным существенным препятствием является отсутствие в городе квартир, что может заставить многочисленных служащих, насчитывающих до 2½ тыс., оказаться в критическом положении...

В этой связи трудно представить, каким образом эта многоголовая управленческая рать вместе со своими семействами смогла бы найти жильё в Вологде. Но к счастью для уже собиравших вещи вынужденных переселенцев вскоре произошла Февральская революция, спутавшая все министерские планы и замыслы.

В этой связи нельзя не задать следующий вопрос: сколько же тысяч «светлых» голов, сочинявших подобные прожекты, сидело и кормилось только в этом министерстве, если в управлении Северных железных дорог заседало две с половиной тысячи чиновников... И кто же тогда непосредственно работал на этих дорогах? А вот кто — женщины, в значительной мере заменившие ушедших на фронт мужчин. Их и запечатлел на своих фотоснимках француз Альбер Тома (Albert Thomas), в том году проехавший на поезде от Москвы до Архангельска:

______________________________________________________ ______________________________________________________

Предыдущий пост - О Кагнове. И не только...

Следующий пост - Недолговечные штаты

Просмотров: 1176 | Добавил: Bannostrov | Теги: Фотолетопись Севера | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: