Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

13:25
Нет худа без добра...

29.10.2003 и 4.06.2018 я рассказывал об импорте немецкой ржи в Россию, начавшемся с прихода в 1910 году в Архангельск парохода «Friedrich Franz» с зерном на борту и закончившемся введением в 1914-ом таможенных пошлин на германские хлебные товары и разразившейся мировой войной. Но, как выясняется, особенности российского капитализма той поры были таковы, что не одну рожь выгоднее и дешевле (даже с учётом расходов на погрузку-разгрузку и транспортировку) было покупать за границей. Да не просто за границей — а за океаном! И не какие-нибудь экзотические фрукты, а обычную нефть, которой, казалось бы, добывалось в России более чем достаточно. Однако ж нет, покупали именно за океаном — в Мексике. Вот как об этом сообщала в январе 1914 года петербургская газета «День»:

Всего еще несколько лет тому назад мексиканская нефть не играла почти никакой роли на мировом рынке. Еще в начале нашего столетия годовая добыча нефти в Мексике была настолько ничтожна, что в статистике мировой продажи нефти не приводились данные о добыче Мексики. Лишь за последние годы сильно развилась мексиканская нефтяная промышленность. Начиная с 1911 года Мексика занимает уже третье место по добыче нефти, а с 1912 года ей принадлежит уже второе место по экспорту нефтяных продуктов. В 1907 году в Мексике было добыто около 9 миллионов пудов нефти (считая баррель тяжелой мексиканской нефти в 9 пудов), что составило всего 0,39% мировой добычи, а добыча 1913 года определяется в 180 миллионов пудов, а другими («Times») даже 234 миллиона пудов, что составляет уже 6-8% мировой добычи. Мексиканская нефть и, главным образом, нефтяные продукты экспортируются преимущественно в Сев.-Амер. Соединенные Штаты и Великобританию. В России мексиканская нефть появилась, как известно, лишь в конце прошлого года.

Закавказская железная дорога первая поспешила воспользоваться беспошлинным пропуском иностранной нефти и приобрела 3 миллиона пудов мексиканской нефти по сравнительно дешевой, для тогдашнего времени, цене. Этой покупкой управление Закавказской железной дороги хотело, очевидно, произвести давление на отечественных нефтепромышленников и заставить их понизить сильно вздутые цены на нефть. Управление Закавказской жел. дор. так обрадовалось той покупке, что совершенно забыло предварительно произвести подробный анализ покупаемой нефти и испробоать ее в деле на паровозе.

Но поспешишь — людей насмешишь. Уже сейчас после совершения той сделки в печати появилось известие, что купленная нефть совершенно не пригодна для топлива, что нефть эта будто бы забракована английским правительством. Слух этот был опровергнут, но произведенный пробный анализ купленной мексиканской нефти показал, что качество ее ниже бакинской и что она малопригодна для паровозов.

По мнению «Нефтяного Дела», мексиканская нефть хуже бакинской процентов на 20 и на столько, приблизительно, процентов она должна быть дешевле бакинской на русских рынках. Мексиканская же нефть стоит на промыслах 18 копеек за пуд, доставка же ее до порта и перевозка через океан до Батума обходится в 32 копейки за пуд. Следовательно, при нормальных условиях мексиканская нефть должна обходиться в Батуме около 50 копеек. Правда, Закавказская дорога приобрела нефть по 40 копеек за пуд в Батуме...

Таким образом, если перевести баррели в пуды, то выходит, что мексиканская нефть с доставкой через океан и Средиземное море в черноморский порт Батуми обошлась Закавказской железной дороге лишь в 4,44 копейки за баррель. Получалось, что выгоднее покупать нефть в далёкой Мексике, чем у российских нефтепромышленников, которые запугивали потенциальных покупателей якобы плохим качеством заокеанской нефти как на страницах вышеупомянутого отраслевого журнала «Нефтяное Дело», так и с помощью слухов, содержание которых частично нашло своё отражение в процитированной газетной статье.

Однако справедливости ради следует сказать, что в том же номере редакция газеты «День» поместила заметку, свидетельствующую, что запугивания отечественных нефтепромышленников не помогли — заокеанскую нефть закупила и другая железная дорога:

В виду предстоящей доставки на Николаевскую железную дорогу полутора миллионов пудов мексиканской нефти, начальник дороги обратился к начальнику Закавказской жел. дор. с просьбой выслать теперь же для пробы 10 вагонов нефти, поставленной фирмой «Мексик-продукт».

Однако следует напомнить, что шёл уже 1914 год, а значит, вскоре начавшаяся мировая война поставила крест на новых закупках мексиканской нефти. К тому же её значительную часть, ранее закупленную и проплаченную, получить не удалось, так как из-за боевых действий российские черноморские и балтийские порты оказались заблокированными. Оставался только один Архангельск, куда поначалу решили перенаправить весь поток нефтяных грузов. Но тут же отказались от этой затеи, так как выяснилось, что Архангельский порт совершенно не готов принимать такого рода и в таких объёмах грузы. Кроме того, у железной дороги на Вологду, тогда узкоколейной, была крайне малая пропускная способность. Её хватало только на транспортировку доставленных морем приоритетных военных грузов. И этому, видимо, следовало лишь радоваться — иначе бы при тогдашней перегрузочной (точнее, переливной) технике и технологии берега и поверхность Северной Двины в районе города оказались под сплошным мексиканским нефтяным «покрывалом»... Как говорится, нет худа без добра...

______________________________________________________ ______________________________________________________

Предыдущий пост - Зеркальная «достопримечательность»

Следующий пост - Аты-баты, отдали в солдаты

Просмотров: 903 | Добавил: Bannostrov | Теги: История Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: