Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

20:34
«Оперативный аэродром Молотовск»

Сегодня повторно знакомлю с моей статьёй «Оперативный аэродром Молотовск». Повторно, так как впервые она была опубликована в северодвинской газете «Северный рабочий» 9 июля 2008 года.

Просматривая архивные документы, касающиеся истории города в период Великой Отечественной войны, я неоднократно обращал внимание на тот факт, что некоторые из них (как правило, срочные правительственные постановления и распоряжения) были доставлены в Молотовск авиацией. Об свидетельствуют сделанные на них соответствующие пометки.

Встречались мне в областном архиве и документы, прямо указывающие, что либо непосредственно в городе, либо где-то поблизости находились сначала временная авиаплощадка, а затем вполне оборудованный аэродром.

Нельзя сказать, что меня сильно удивила информация о том, что в Молотовск летали самолёты, что из него за четверть часа можно было по воздуху добраться до Архангельска. Ибо о существовавшем на острое Ягры аэродроме, о вертолётных площадках в районе Беломорского проспекта и Народной улицы я знал из краеведческой литературы.

Озадачило же меня следующее обстоятельство: вновь обратившись к данной литературе, я прочёл, что первый из перечисленных объектов начал действовать примерно в 1958 году, а остальные — ещё позже. Сходу выяснить, где находился аэропорт военной поры, не удалось.

Но вот недавно в архиве нашёлся ещё один документ, точнее, адресованное председателю Молотовского горисполкома Подольскому письмо заместителя командующего военно-воздушными силами Архангельского военного округа (ВВС АВО) полковника Воронова. В нём, датированном 5 сентября 1943 года, представитель округа уведомил, что на месте созданной в 1942 году зимней авиаплощадки началось строительство оперативного аэродрома Молотовск. И не только уведомил, но просил оформить выделение земельного участка под аэродром соответствующим решением горсовета.

Понятно, выделение участка без предоставления его плана было невозможно. И он, согласованный представителями округа с руководством Строительства № 203, был приложен к письму.

Благодаря этому мы сейчас и получили возможность узнать, где в годы войны находились сначала авиаплощадка, а затем оперативный аэродром Молотовск. Его взлётно-посадочная полоса (шириной 20 и длиной 1200 метров) тянулась с запада на восток и находилась на месте нынешних городских «кварталов». Кроме того, из плана можно узнать, где в то время проходили автодороги из Солзы и Молотовского морского пота и железная дорога из Солзы. А сориентироваться на плане нетрудно, так как на нём нанесены уже тогда существовавшие кварталы и названия улиц.

Что же касается закрытия аэродрома, то, скорее всего, это событие произошло в первые месяцы после окончания войны. Причин тому, видимо, две. Во-первых, в связи с завершением боевых действий в нём отпала необходимость; во-вторых, именно тогда начинались работы по рефулированию данной территории под новые городские кварталы. Поэтому всё, что оставалось от оперативного аэродрома, со временем ушло под намытый песок.

______________________________________________________

Предыдущий пост - Сороковой

Следующий пост - Несостоявшийся центр судостроения

Просмотров: 1538 | Добавил: Bannostrov | Теги: История Северодвинска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: