16:33 Ополченец-художник Писахов |
О Степане Григорьевиче Писахове, его позиции, занятой в период интервенции, о том, что, несмотря на симпатию к белым и их моральную поддержку, он после прихода большевиков был прощён последними, я сообщал уже неоднократно. Например, 14 февраля 2002 года. Сегодня же знакомлю с найденной в архангельской газете "Северное утро" (за 8 октября 1919 года) заметкой, лишний раз свидетельствующей, что в годы Гражданской войны художник был на стороне белых и даже примеривал форму белого ополченца-добровольца: У ХУДОЖНИКА С.Г. ПИСАХОВА Вчера мы посетили вернувшегося с Двинского фонта, ездившего туда в качестве добровольца-ополченца, художника С.Г. Писахова, который познакомил нас с его новыми произведениями - рисунками на этом фронте. Их целая огромная папка. Здесь и портреты наших ополченцев, и разные виды Двинского фронта и целая серия церквей Двинского побережья. Белые лебеди, как их называет художник. Все рисунки представляют собой громадный интерес как прекрасная иллюстрация к истории войны на нашем Севере. Война на нашем Севере - событие исключительной важности и, безусловно, требует, что бы она была отмечена изданием особого художественного альбома с описанием этой войны, которую суждено было играть русскому Северу в деле возрождения Великой России. Такое издание необходимо и успех его вполне обеспечен. Рисунки нашего талантливого художника как нельзя более подходят для этого издания - лучшего памятника войны на Русском Севере.
Среди массы рисунков - могила героя-поручика Казакова, целая серия портретов героев Северного фронта и... знакомые лица - архангельские ополченцы на фронте во всех видах. Художник не ограничивается этой работой и будет продолжать ее и на других фронтах, куда он также намеревается отправиться в качестве ополченца-добровольца.
Следовало бы обратить внимание на рисунки С.Г. Писахова и на издание альбома в память войны на Севере.
Комментируя процитированное, замечу, что автором заметки, скорее всего, был Максим Леонов (редактор и издатель "Северного утра") или постоянно печатавшийся в газете его сын - в будущем знаменитый советский писатель Леонид Леонов. Ибо отец и сын Леоновы и Степан Писахов были в тот период единомышленниками, поэтому были дружны и ходили друг к другу в гости. Примечательно, что и для Леоновых их публичная поддержка белых (в том числе на страницах газеты) не стала роковой - Максим Леонов отделался кратковременным арестом, после чего даже стал заведующим конторой газеты губкома партии большевиков, а вполне благополучная судьба лауреата Сталинской и Ленинской премий Леонида Максимовича Леонова общеизвестна.
Максим Леонович Леонов и Леонид Леонов в те годы (Портрет работы М.В. Собашниковой-Волошиной)
Что же касается Степана Григорьевича, то вскоре после прихода в Архангельск частей Красной Армии - в 1920-1921 годах - был проведён ряд выставок картин художника. Понятно, что не тех, про которые шла речь в заметке. На двух из них экспонировались портреты рабочих-героев труда...
Предыдущий пост -
Деревянный замок над Вычегдой
Следующий пост -
На английской стороне, по указу Екатерины II и за казённый счёт
|
|
Всего комментариев: 0 | |