Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

11:19
Осенью 1942-го...

На время возвращаюсь к выпискам, недавно сделанным в областном архиве из документов военных лет и, в частности, к касающимся эвакуации части населения Архангельска в связи с начавшимися в конце августа 1942 года бомбардировками. Ранее об этом я уже немного рассказывал — в сообщении «Несостоявшаяся эвакуация». В нём говорилось, что Государственный Комитет Обороны СССР 1 сентября разрешил эвакуировать из городов Архангельска и Молотовска лишь матерей с детьми.

Однако, не дожидаясь поступления из Москвы этого, подписанного И.В. Сталиным документа, председатель Архангельского горисполкома Николай Петрович Едовин в тот же день подписал своё, следующего содержания распоряжение:

Всем председателям райисполкомов

В связи с происшедшим налетом вражеской авиации на город Архангельск усилился массовый выезд населения за пределы города без всякого на то разрешения РИКов. В результате чего большое количество жилых домов осталось без жильцов и в период ВТ находится без охраны. В ряде домов оставшиеся жильцы находятся на работе, а другие со своими вещами укрываются в убежищах, оставляя свои дома без присмотра. РИКи, видя подобные факты, не реагируют на них, забывая, что подобная практика может в период массового налета вражеской авиации к паническому бегству населения и уничтожению города от пожаров.

В целях упорядочения выезда отдельных граждан за пределы города, ГИК устанавливает с 1-го сентября 1942 года следующий порядок:

а) все граждане, желающие выехать за пределы города, обязаны подать письменное заявление в РИК с указанием причины выезда;
б) РИК обязан детально проверить через управление домами, депутатов Райсовета, руководителей предприятий и учреждений, после чего рассмотреть заявление и дать ответ заявителю о своем решении;
в) все лица, которым разрешается выезд за пределы города, включаются в список. Список направляется в райотдел милиции, где выписываются и выдаются пропуска на право проезда к новому месту жительства.

ГИК разъясняет, что при выдаче разрешений на выезд необходимо руководствоваться следующим:

а) выдавать разрешения беспрепятственно инвалидам, престарелым, не работающим в предприятиях и учреждениях;
б) женщинам, неработающим и имеющим 2-3 детей.

Женщинам, имеющих детей, работающим в предприятиях и учреждениях, а также женщин, имеющих 1-2 ребенка, состоящих в МПВО кварталов и могущих в них состоять, их детей вывести в организованном порядке по линии РОНО, Райздравов и ведомственных организаций. А также разрешить вывоз детей к своим родственникам в районы области.

Всех лиц, выехавших без разрешений Райисполкомов, считать дезертирами, лишать квартиры и привлекать виновных к ответственности по законам военного времени.

Для пояснения замечу, что под сокращением ГИК надо понимать горисполком, РИК — райисполком, ВТ — воздушная тревога, РОНО — райотдел народного образования, МПВО квартала — имевшуюся в каждом городском квартале команду местной противоздушной обороны, состоявшую из гражданских лиц. Они дежурили во время налётов, специальными щипцами скидывали с крыш домов зажигательные бомбы и помещали их ящики с песком, помогали профессиональным огнеборцам тушить начинавшиеся пожары.

Архангелогородцы роют укрытия для защиты от нападения вражеской авиации у Драмтеатра. Фото сайта Старый Архангельск

В другом документе, подписанном Н.П. Едовиным — докладной записке на имя председателя Городского комитета обороны и первого секретаря обкома ВКП(б) Г.П. Огородникова, сообщалось о последствиях очередного налёта фашистской авиации — в ночь с 29 на 30 сентября 1942 года:

53 самолета противника, тремя эшелонами совершили налет на город Архангельск. В результате налета сброшено на город бомб: ФАБ — 21, ЗАБ — 5000 штук. Бомбометание производилось при освещении осветительными бомбами. Кроме ФАБ и ЗАБ обнаружены сброшенные противником квадратные металлические ящики с зажигательными бомбами.

Вследствие производства бомбардировки в городе возникло свыше 60 очагов пожаров на территории четырех районов. Благодаря самоотверженной работе населения города, формирований МПВО свыше 50-ти очагов пожаров были ликвидированы в начальной стадии. В 10-ти очагах пожаров сгорели: десять жилых одноэтажных ветхих домов, четыре склада, две баржи. Разрушено ФАБ восемь жилых домов, два лечебных учреждения (Физтерлечебница и Глазная клиника). Здания последних с небольшими затратами могут быть восстановлены. От взрывов ФАБ убито 17 человек, ранено 27, из них тяжело 6 человек.

Ранее в сообщении «Фабрика и пепелище» я рассказал, что при налёте на Архангельск в Соломбале сгорела столярная (мебельная) фабрика, стоявшая на улице Валявкина (на фрагменте немецкого аэрофотоснимка обведена овалом):

За прошедшее со дпя публикации этого сообщения время мне удалось найти документ, точнее, акт, позволивший подробно узнать, что именно тогда сгорело:

Мы, нижеподписавшася комиссия по определению ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками при налетах на город Архангельск предприятиям местной промышленности, в составе: зав. Архангельским ГОМП тов. Гельфанд Д.Е., гл. бухгалтера Горместпрома тов. Соплякова А.Я., бывшего технорука Мебельной фабрики тов. Леушина П.В. с участием экспертов-инженеров тов. Завейкевич М.С и тов. Андреевой О.И. составили акт о следующем:

В ночь с 31-го августа на 1-е сентября 1942 года во время налета на город Архангельск немецко-фашистской авиации были сброшены зажигательные бомбы на Мебельную фабрику Горместпрома, находившуюся в городе Архангельске — Соломбала, улица Валявкина, дом № 36.

Возникшим пожаром уничтожен ряд ниже поименованных материальных ценностей и имущества, в числе которых контора, сразу же объятая огнем и возможности спасти документы как бухгалтерии, так и обстановки, совершенно не было.

Станочный цех — 25163 рубля
Филеночное отделение — 15344 рубля
Заготовительное отделение — 18345 рублей
Сушильные камеры № 1 и № 2 — 23318 рублей
Цех сборки — 28623 рубля
Здания конторы и клуба — 91787 рублей
Котельное отделение — 16005 рублей
Узкоколейная дорога — 15152 рубля
Мостовая — 11644 рубля
Оборудование и транспортные средства (паровой котел, электромоторы, 28 станков, насосы, вентиляторы, 14 вагонеток).
Итого ущерб на 100 043 рубля.

Сообщая о тех трагических днях, нельзя умолчать об ещё одном документе — на это раз свидетельствующем о малоизвестном факте — о помощи архангелогородцам в дни налётов со стороны иностранных моряков. Возможно, кому-то покажется неуместным его цитировать в дни нынешнего противостояния со странами Запада, но тем не менее я это сделаю. 6 октября 1942 года дипломатический агент Наркомата иностранных дел СССР в Архангельске А. Красильников написал председателю Архангельского ГКО Г.П. Огородникову следующее:

Препровождаю список иностранцев, наиболее отличившихся в тушении пожаров и спасении имущества во время воздушных налетов на город. Считаю необходимым через местную печать выразить благодарность всем участникам, а лицам, указанным в списке, преподнести какие-либо сувениры от имени главы города (мэра).

Далее идёт список, некоторые имена и фамилии в котором, возможно, в русской транскрипции немного искажены:

Англичане: Томас Бриан Дафти, Харри Гай, Вальтер Эдуард Боу, Рональд Леон Барк.

Американцы: Гордон Смолл, Джоу Локзиллоу, Ф.А. Делофена, М. Литл, В. Феррар, Д. Питдфер, Д.А. МакГинник, Е. Грей, г. Тейлор.

По возможности публикацию документов о том времени продолжу...

_____________________________________________________

Предыдущий пост - Про комфорт, мусор и самость

Просмотров: 197 | Добавил: Bannostrov | Теги: История Соломбалы, Фотолетопись Архангельска, История Архангельска, Фотолетопись Соломбалы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0