Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

17:45
Падение - на днях и 33 года тому назад

Сегодня на сайте NEWS29.ru появилось три новостных сообщения (1, 2, 3) по поводу падения ракеты или ступени спутника вблизи посёлка Пинега. Причём в одном из них говорится, что факт падения скрывали почти две недели.

Фото: vk.com/kosmopoisk_arhangelsk

В этой связи мне вспомнился подобное событие 33-х-летней давности, когда рядом с посёлком Брин-Наволок упал запущенный с космодрома Плесецк спутник. Вспомнился, так как архангелогородцы узнали об этом в тот же день. Но прежде чем вспомнить былое, приведу текст опубликованной 21 мая 2014 года в газете «Правда Севера» заметки, автором которой был житель упомянутого населённого пункта Валерий Смирнов:

26 января 1983 года запущенная с космодрома Плесецк ракета упала на лед Северной Двины вблизи поселка Брин-Наволок. После взрыва образовалась полынья диаметром сто метров. Еще одна часть ракеты упала неподалеку в лесу. Гептилом были заражены огромные площади, в том числе и в самом поселке. В городах и поселках ниже по течению Северной Двины надолго отключили воду.

В течение месяца на месте катастрофы проводились специальные мероприятия по очистке территории, зараженной гептилом. В этой операции участвовали военнослужащие, была задействована специальная техника. Зараженный снег свозили в специальный могильник в 10 километрах от поселка. Там снег засыпали грунтом и поставили таблички «Опасно. Заражено».

Насколько мне известно, с 1983 года никаких специальных исследований и наблюдения за состоянием здоровья жителей Брин-Наволока и близлежащих деревень не проводилось, как не проводилось и исследования грунта на месте захоронения гептила. Не исследуется вода на месте падения ракеты.

Жители Брин-Наволока не знают, какие конкретно должностные лица отвечают за эти исследования. При этом сами жители причиной своих онкологических и других заболеваний считают последствия катастрофы 1983 года и близость космодрома Плесецк. Полагаю, что все эти вопросы подлежат изучению специалистами.

Уверен, что если существует реальная угроза здоровью людей, живущих вблизи космодрома, то эти люди должны иметь разнообразные льготы: как на медицинское обслуживание, так и на переезд для проживания в более безопасной местности.

А теперь мои воспоминания. В тот день, 26 января 1983 года, кажется, перед обеденным перерывом в учреждение, где я работал пришла телефонограмма. В ней предписывалось отпустить всех работников по домам для того, чтобы они перед отключением водоснабжения успели сделать запас воды на несколько дней. Подобные телефонограммы пришли на все предприятия, учреждения и организации Архангельска.

Некоторые из моих коллег поспешили домой, а те, у кого дома днём кто-то был, ограничились соответствующими телефонными звонками. Позвонил домой и я. И когда вернулся вечером с работы, ванна и все более-менее крупные ёмкости были заполнены.

Однако, оказалось, зря. Воду ни в тот день, ни в последующие так и не отключили. Видимо, сделанные замеры загрязнения воды Северной Двины, точнее, их результаты позволили не прибегать к крайней мере. Поэтому вышеприведённое утверждение ("В городах и поселках ниже по течению Северной Двины надолго отключили воду") не соответствует истине. По крайне мере применительно к областному центру - ближе к месту падения, возможно, и отключали...

Так сложилось, что именно в Брин-Наволке в июле того же 1983-го я проводил отпуск. Причём жил рядом с пристанью, имевшей другое название - Волочёк, и поэтому каждую ночь меня будили гудки пассажирских теплоходов, следовавших в Котлас и Архангельск и почти одновременно подходивших к пристани.

Местные жители, конечно, рассказывали о случившемся. Однако большие впечатления произвёл облик посёлка - сдвинутый со свай и накренившийся двухэтажный деревянный дом, оказавшаяся на высоком берегу металлическая баржа, тут и там лежавшие брёвна...

Однако это были не последствия падения, а результаты разгула водной стихии - в мае 1983-го на Двине в пределах Холмогорского района образовалось несколько мощных ледяных заторов. Как следствие - многометровый подъём воды и затопление прибрежных деревень и посёлков, в том числе и Брин-Наволока. Таким образом, этому посёлку в 1983 году дважды "повезло". Хотя во втором случае кавычки, видимо, надо убрать, так как мощный напор воды наверняка смыл гептиловое заражение почвы на противоположном берегу. Если таковое в действительности было. По крайней мере я, проживший в нескольких сотнях метров от места падения три недели и купавшийся в Северной Двине, никакого ухудшения здоровья не заметил...

______________________________________________________

Предыдущий пост - Разрешено проживать в Архангельске

Следующий пост - Соломбала 1960-х — продолжение

Просмотров: 1391 | Добавил: Bannostrov | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: