15:11 Пароходом из Архангельска в Москву |
Не знаю, как и чему учат сейчас в начальной школе, но мы, младшеклассники начала 1960-х, уже твёрдо знали, что Москва — это порт пяти морей. И могли без запинки их перечислить. А первым, конечно, называли наше Белое море, которое, как и четыре других, благодаря построенным в сталинские годы каналам, оказалось связанным водным путём со столицей. Следовательно, тогда впервые появилась возможность на речном пароходе без пересадок добраться из Архангельска в Москву. Пароход «Пугачёв». Фото сайта Речной флот СССР
И этой возможностью в 1936 году воспользовалось архангельское Северное речное пароходство, организовав туристическо-экскурсионные рейсы на пароходах «Пугачёв» и «Рудзутак» по маршруту Архангельск-Москва и обратно. Правда, для туристов была выделена лишь часть мест — это комфортабельные каюты на 45 человек, а остальные места — предназначались для путешествующих на менее короткие расстояния — например, до Вологды, или из Вологды до Москвы. Однако последние были предупреждены, что поскольку рейсы экскурсионные, пароходы пойдут не спеша и с долгими по времени остановками. Так как они заходили в Сольвычегодск, где наряду с осмотром тамошней старинной архитектуры посещали дом-музей Сталина, где вождь отбывал ссылку. Останавливались, конечно, в Великом Устюге и Вологде, где экскурсионная программа была ещё насыщенней. Далее пароходы следовали по Северо-Двинскому каналу, останавливались в Череповце. Затем — Рыбинское водохранилище, древний Углич, и по только что построенному каналу имени Москвы экскурсанты прибывали в столицу. А москвичи, пожелавшие полюбоваться красотами Севера, следовали обратным рейсом. Москва. Северный речной вокзал. Конец 1930-х годов
Однако эти рейсы совершались с мая до середины лета, так как в июле реки Сухона и Вологда, как правило, мелели и становились несудоходными для пароходов такого класса. Впрочем, все желающие уже успевали воспользоваться сделанными за два месяца шестью неспешными рейсами «Пугачёва» и «Рудзутака» (по три каждый). А вовсе прекратились подобные экскурсионные рейсы по общеизвестной причине — начавшейся в 1941 году войне... Сейчас они невозможны по другой причине — не только Сухона, Вологда, но и Северная Двина почти на всём своём протяжении стала несудоходной. Так как прошли те времена, когда при путешествии по ней можно было насчитать три-четыре землеснаряда, регулярно проводившие дноуглубительные работы. Поэтому теперь Москву портом пяти морей именовать, видимо, ещё можно, но только в прошедшем времени... ______________________________________________________ ______________________________________________________Предыдущий пост - Автографы вседозволенности Следующий пост - Три фото улицы Маяковского |
|
Всего комментариев: 0 | |