Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

17:36
Передовой город, где не морщатся

30 декабря я приводил данные, свидетельствующие, что по крайней мере в первой половине XVIII века Архангельск по дороговизне продовольственных товаров занимал "почётное" второе место после столичного Петербурга. А на днях в подшивке архангельской газеты "Северное утро" за 1918 год нашёл множество публикаций, говорящих, что в тот период наш город сумел по данному показателю перегнать обе столицы. Но прежде несколько слов о самой газете...

Её редактор, Максим Леонов, о котором я уже неоднократно сообщал, с приходом в августе 1918-го белых и интервентов более чем определенно выражал свои политические пристрастия: газета из номера в номер клеймила Ленина, "совдепию" и "германо-большевиков". Однако по прошествии двух месяцев властвования белых началось прозрение - как говорится, бытие определяет сознание. Нет, антибольшевистский настрой издания не претерпел изменений. Но вот о негативных сторонах внутриполитической и экономической жизни Северной области, сомнительных поступках ряда членов её правительства и городских властей, коррупции, мошенничестве чиновников, спекуляции и мародерстве молчать больше было нельзя. Поэтому в "Северном утре" и стали появляться соответствующие публикации - например, 26 октября 1918 года были напечатаны две статьи на одну же тему. Правда, вышли они в урезанном виде: пробелы вместо некоторых абзацев - следы "работы" цензуры. В первой из них говорится:

Архангельск недаром окраинный город. Только теперь, в последние недели и дни, до него докатились мутные волны настоящей продовольственной разрухи. Несмотря на обильную помощь союзников, несмотря на великое множество соленой рыбы, навезенной из Норвегии, не взирая на большие запасы дичи и живности, свежей рыбы и молочных продуктов, Архангельск ухитрился переживать то самое, что переживают Москва и Петроград, да еще в усиленной пропорции.

Как это не странно, но в Архангельске самое настоящее недоедание. В Архангельске один фунт хлеба из-под полы стоит 15 рублей фунт, масло 50 рублей и 10 штук яиц 70 рублей. Столицам "советской России", словом, не угнаться за скромным Архангельском. Там люди приходят в ужас. когда им приходится платить за фунт картофеля 3 рубля, а в Архангельске платят по 8 рублей и не морщатся. Передовой город!..

В Архангельске повышенная детская смертность от недостатка молока, и свирепствует такая спекуляция, какая мыслима разве только в местности, наглухо отрезанной от путей снабжения.

В Архангельске... ух страшно!.. В Архангельске развилось мошенничество! Товары с рынка и из торговых помещений исчезают и перекочевывают в котомки, саквояжи и корзинки спекулянтов, усеявших все улицы.

Молоко, масло, дичь, мясо, свежая рыба, а главное, картофель, все это разносится по квартирам счастливцев, у которых есть такие драгоценности, как махорка, лишний фунт рису или полбутылки денатурата. Там, в укромных уголках, происходит тот самый "товарообмен", благодаря которому люди скоро будут умирать с голоду. И скажу откровенно: до этого надо допятить...

В городе богатейшие запасы всего: мануфактуры, бакалеи, кожевенного товара и продовольствия, и город может приобрести все это только из рук спекулянтов, и может хоронить своих мертвых, если у них при жизни не хватило денег для оплаты аппетитов мародеров. Аппетиты эти волчьи: мародер не только волка слопает, но, кажется, и землю-то, на которой тот стоял, прихватит!.. Вот что такое мародер...

Содержание второй статьи, где упоминаются наиболее одиозные деятели (пусть не всегда с упоминанием фамилий), во многом напоминает о событиях и персонах другого времени. А какого - полагаю, догадаться нетрудно...

Посмотрите, что делается у нас. Дороговизна, какой нет и в Москве, громадные общественные предприятия, занимающиеся спекуляцией и мародерством, как архангельский союз кооперативов, множество товаров, гниющих на складах, и босые полураздетые люди, незаконные поборы, колоссальные хищения и прямо невероятная наглость хищников.

Вор, совершивший покражу общественных денег, и не думает отрицать самого факта, но в печати доказывает, что украл он не 20000 рублей, а всего только 5000 и просит не отказать сделать соответствующую поправку. Люди, состоящие под следствием, избираются в городскую думу, участвуют в совещаниях по распределению продовольствия и отправляют его прямо в руки большевиков. Запасы продуктов, отправленные в уезды, уже теперь приходится, как гласят официальные сообщения, защищать от тамошних чиновных мародеров посредством посылки сильных отрядов.

Чтобы отнять у голодных детей молоко, известная общественная деятельница, которой жители Архангельска вверили десятки тысяч рублей, - продает свою ферму и потому в печати бранит людей за то, что они осмелились донести на нее, чтобы добыть молоко детям.

В казенном винном складе мне говорили, что ежедневно отпускают большие количества водки и спирта по рецептам одного врача, имени которого я не хочу называть. В то же самое время аптеки отказывают в отпуске малых количеств спирта по рецептам других врачей, а профессиональный союз врачей, в состав коего входит и упомянутый доктор-кабатчик - или даже откупщик! - проливает крокодиловы слезы, что скоро будет выпито все вино и весь спирт.

О, если бы можно было ограничиться только этим! Но у нас "людей" хватает на все. Какому-то г. Мартюшову выдаются 50000 рублей на расходы по выполнению финансовых поручений от нищей Северной Области. До этого дали несколько десятков тысяч рублей командированным с дипломатическими поручениями бывшим членам Верховного Управления.

И этого мало.

Население сидит без сахара: покупает сахар из-под полы по 40-60 рублей за фунт, а сахар не выдают, потому что решается вопрос, сколько содрать за него с населения в пользу канцелярщины. А "сахарный король", г. Шмелев, пьяный таскается по городу и дебоширничает с 23000 чужих денег в кармане. И больной человек угасает, не имея рюмки подогретого вина, когда кругом пьяная вакханалия и обнаглевшие фармацевты надменно не желают разговаривать с врачебным инспектором, к которому посмели обратиться отчаявшиеся родители умирающего.

Неужели наши друзья-союзники, решившие во имя мировой справедливости спасти Россию, не спасут Северную Область от раздирающих ее баскаков? Разве можно говорить о невмешательстве, когда разрушаются все гражданские и человеческие установления и всему краю грозит смерть?

Таким образом, редакция газеты, осознав, что надеяться на местную белую власть уже нет никакого смысла, призывала союзников (то есть англо-американских интервентов) одёрнут высокопоставленных коррупционеров-расхитителей и, вмешавшись, навести хотя бы элементарный порядок.

Примечательно, что высказанная в статьях критика, конечно, не осталась незамеченной. И реакция оказалась соответствующей и ожидаемой - в следующем номере "Северного утра" аналогичного содержания публикация была запрещена и вместо строчек на первой полосе газеты "красовался" пустой столбец:

Интересно содержание и других публикаций, например, тех, где объектами критики были как раз страдавшие от вышеуказанных зол жители Архангельска и области. А попрекала их газета за "идейную слабость" - мол, вместо того, чтобы, несмотря на все тяготы и проблемы, продолжать быть уверенными в скорой победе над "совдепией", местные обыватели сначала шёпотом, а потом всё громче и открыто стали выражать пораженческие взгляды. Более того, заявляли: "Скорей бы вернулись большевики и перевешали всех воров..."

Что ж, спустя полтора года примерно так и произошло...

______________________________________________________ ______________________________________________________

Предыдущий пост - Член двух правительств

Следующий пост - Архангельский "министр финансов"

Просмотров: 1832 | Добавил: Bannostrov | Теги: Фотолетопись Архангельска, История печати Севера, Леонов, История Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: