Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

20:04
"Пламенный любовный вертоград" из Шенкурска

Казалось бы, ответить на вопрос, какие книги читали священнослужители Архангельской епархии в начале XIX века, с одной стороны, легко (понятно, церковные!), а с другой стороны, трудно (церковные-то церковные, а вот какие именно?). Получить абсолютно точный ответ мне удалось благодаря неожиданной находке в областном архиве. Если быть точнее - благодаря сохранившемуся до наших дней следственному делу, возбужденному в 1804 году в связи с кражей огромной по той поре суммы денег (несколько тысяч рублей) из Шенкурского собора. Хранились же деньги (как собранные с прихожан, так принадлежавшие местному монастырю и тамошнему уездному духовному правлению) в специальном сундуке, ключами от которого мог распоряжаться только один человек - настоятель собора и одновременно руководитель духовного правления протопоп Розов. Он же был обязан после каждого вскрытия сундука вновь его опечатывать. Но этого не делал, а ключи доверял ближайшим подчинённым. Как результат - выявленная при ревизии огромная недостача.

Выяснить, кто же позарился на церковные деньги, предстояло как прибывшему в Шенкурск соломбальскому протопопу Резанову, так и исправнику местного земского суда (органа обладавшего судебно-полицейскими функциями). Первый из них вскоре после приезда рапортовал в Архангельскую духовную консисторию, что "протопоп Розов по предписаниям консисторским не печатал сундук, из коего покрадены деньги, но кем, якобы неизвестно. Между тем Розов представляет дело так, что будто бы священники Володимеров и Порохин отдавали деньги в торги и брали на ярмарку".

Реагируя на это известие, член духовной консистории архимандрит Кирилл в ответ писал: "Так как Володимеров и Порохин без представления могли ходить в сундук сами собою и брали деньги, принимаемые из казначейства, за то они от мест отрешены, священнослужительствовать более им запрещается и они будут преданы светскому суждению..."

Однако местному суду факта срочного увольнения подозреваемых священников было мало, точнее, нужны были веские доказательства их вины. Для этого в их домах (и в доме протопопа Розова) были проведены обыски с тщательный описью всего имущества - вплоть до чайной ложки - и с оценкой стоимости каждой попавшей в опись вещи. Делалось же это для того, чтобы сравнить общую стоимость имущества с известным (официальным) их доходом. И эти описи очень для нас любопытны и ценны, ибо дают представление об образе жизни церковнослужителей той поры. Однако они очень большие, поэтому с их содержанием буду знакомить постепенно. Пока же ознакомлю только со списком книг, найденных у протопопа Розова:

1. Описание Симбирского царства - 50 коп.
2. Вечерние чепы и древняя скаска - 25 коп.
3. Повести татарские, часть третья - 25 коп.
4. Грамматик латинская Имануила Алвара - 10 коп.
5. Метафизика Христиана Баумейстера - 5 коп.
6. Живописец, еженедельные сатирические сочинения - 1 руб. 25 коп.
7. Любимец фортуны - 15 коп.
8. Повести татарские, часть первая - 15 коп.
9 и 10. Спутники и побеседники веселых людей - две части - 2 руб. 50 коп.
11. История взятия Соловецкого монастыря - 10 коп.
12. Описание пребывания в Митаве известного Калиостро - 25 коп.
13. Праздники знаменитые в 2 томах - 2 рубля
14. Историография - 10 коп.
15. Едомский летописец - 10 коп.
16. Ксенопские или история от разных авторов - 5 коп.
17. Чин избрания и рукоположения архиерейский - 5 коп.
18. Рассуждение о душевном спокойствии - 5 коп.
19. Абасай, восточная повесть - 10 коп.
20. Новая французская грамматика - 10 коп.
21. Несчастная флорентийка - 10 коп.
22. История Георгианская - 10 коп.
23. Учреждение императорского воспитательного дома - 5 коп.
24. Пламенный любовный вертоград - 5 коп.
25. Краткое изъяснение любопытства - 10 коп.
26. Наставление как сочинять и писать письма - 5 коп.
27. Невинность в опасности - 15 коп.
28. Железная маска - 15 коп.
29. Забавная ишпанская повесть - 20 коп.
30. Несчастная любовь - 15 коп.

Названия вышеперечисленных книг приведены так, как они значатся в описи. А в качестве комментария к списку следует сказать, что к числу профильных для священника, то есть церковно-религиозного содержания книг можно отнести лишь два издания. А какого содержания книги "Несчастная любовь", "Пламенный любовный вертоград" и "Невинность в опасности", думаю, догадается каждый. Так что протопопа Розова нельзя было назвать религиозно ограниченным человеком, если не сказать больше...

Страница книги «Притча о блудном сыне» - аналогичного "Пламенному любовному вертограду" по содержанию издания.

______________________________________

Предыдущий пост - "Часть защитников области"

Следующий пост - Неизвестное об известных

Просмотров: 1368 | Добавил: Bannostrov | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: