16:31 Последние письма из плена |
Продолжая начатую вчера тему, замечу, что посылавшиеся из Архангельска в Берлин и Вену запросы были обусловлены письмами, которые приходили в адрес исполкома Архангельского губернского Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов (Архгубисполкома) от родственников не вернувшихся из плена солдат. Их, конечно, в первую очередь волновали судьбы пропавших. Но немаловажным было и следующее обстоятельство: семьи погибших (как и умерших в плену) участников Первой мировой войны приравнивались по льготам и суммам выплат к семьям погибших в Гражданскую войну красноармейцев. То есть для Советской власти погибшие красноармейцы и, как тогда называли, «староармейцы» были равны. Но чтобы получить льготы и выплаты, был необходим документ, подтверждавший смерть. Следует сказать, что немецкая и австрийская стороны этой переписки были крайне порядочны и щепетильны - копии всех документов, которые они смогли найти, незамедлительно высылали. И, видимо, столь же оперативно получали аналогичную информацию о своих соотечественниках, умерших в русском плену. К сожалению, подобное взаимопонимание не было достигнутого с Польшей — поэтому никаких сведений о погибших в лагерях северянах-участниках советско-польской войны 1920 года получить не удалось. И, думаю, понятно, по вине какой стороны... Что же касается обращений в Архгубисполком, то наряду с заявлениями родственники пропавших присылали и последние пришедшие из плена письма. Так, например, Осип Кузьмич Чупров — крестьянин Усть-Цилемской волости Печорского уезда Архангельской губернии — в своём заявлении от 15 декабря 1921 года, в частности, писал: Сын мой Тимофей Осипов Чупров, служивший во время Русско-германской войны, попал в плен в Германию в 1915 году, от которого открытое письмо получил из города ALNDAMM. Каковое открытое письмо было от 15 февраля 1918 года... Содержание приложенного к заявлению открытого письма следующее:
1918 года 5 февраля. Здравствуйте дорогие родители папаша Осип Кузьмич и мамаша Матрена Федоровна. Имею вам по низкому поклону, еще брату Михаилу с супругой и з детками вашими, шлю по низкому поклону еще брату Трифону. Шлю низкий поклон еще сестре Парасковье с супругом. Шлю низкий поклон. Затем прощайте. Остаюсь жив и здоров, того и вам желаю.
К заявлению, посланному в Архгубисполком Анисьей Мосеевой — крестьянкой пригородного Заостровья, также было приложено последнее открытое письмо:
В Германии
На открытке кем-то была сделана приписка: Мосеев Иосиф Павлович, деревня Великопогостская — 200 Кроншлотский полк, попал в плен в мае 1915, лагерь Мюнзинген.
Русское кладбище военного полигона Мюнзинген (Münsingen, Württemberg). Фото wikimedia.org
В последнем письме (от 13.04.1917) другого заостровца — уроженца деревни Пуново Филиппа Куницына - говорилось: Привет дорогим родителям и сестрам Клаше, Анючьке. Уведомляю вас что от вас получил последнюю посылку в декабре. Вы мне писали, что еще послали, прошу вас что пишите адрес правильно. Прошу напишите где находится Вася. Письма получил. Писал сын-брат Филипп Куницын. Ответ из Архгубисполкома его родителям был таким: Согласно полученным из Германии сведениям, Филипп Степанович Куницын, был взят в плен в 1915 году под Ригой, солдат 212 Романовского пехотного полка, 3 роты, 4 взвода, 1894 г.р., Архангельского уезда, скончался 15.01.1918 года от ослабления сердечной деятельности в лагере для военнопленных, 3-е отделение, в г. Прейсейш-Голау, Вост. Пруссия. Необходимо сказать, что в тексте ответа была небольшая неточность: правильнее не Прейсейш-Голау, а Прейсиш-Эйлау — ныне город Багратионовск Калининградской области. Следовательно, родственники Филиппа Куницына (если таковые найдутся) вполне могут посетить это город и попытаться найти место его захоронения. ______________________________________________________ ______________________________________________________Предыдущий пост - От Лотарингии до Украины и Албании... Следующий пост - Из Чижгоры в Нови-сад |
|
Всего комментариев: 0 | |