19:02 Поверженный юбиляр |
Не так давно побывал в Соломбале, на той улице, где прошло моё детство. И впечатления самые безрадостные. Нет, не потому, что нет дома - его снесли уже давно. Возможно, покажусь кому-то смешным, но более всего опечалило не общее запустение, а поверженный тополь, о котором я десять лет назад писал в опубликованной в газете заметке "Юбиляр широколистный" ("Правда Севера", 16.05.2002 г.):
К тому, что наряду со значительными датами в жизни людей у нас повсеместно отмечаются и не такие уж круглые юбилеи городов, предприятий и фирм, мы все давно привыкли. Не удивляет, когда кое-кто справляет юбилеи своих четвероногих любимцев. Однако слышать о том, чтобы подобной чести удостаивались деревья, лично мне не приходилось. А между тем, их юбилеи, причем весьма круглые - столетние - проходят незаметно.
В этой связи наверняка услышу сомнения: а как определить возраст дерева? Разве только по годовым кольцам на его спиле... Но что касается этого тополя, тут и спиливать его не надо, поскольку возраст его точно известен, а именно: весной 1903 года у соломбальца Ивана Ивановича Фролова, проживавшего в доме № 39 по Соловецкому проспекту (ныне ул. Валявкина), родился первый сын, Николай. В честь этого радостного события отец посадил в переднем углу двора тополек, по случайному совпадению оказавшийся особью мужского пола. За свой век тополь видел многое: как в 1941-м уходили на фронт все пятеро сыновей Ивана Ивановича, как через год умер хозяин дома, как в 1953-м не стало его ровесника Николая Ивановича, как в конце 70-х сносился дом... Случались утраты и у тополя - ураганными ветрами были сломлены две его крупные ветви. Но сам он устоял. Ныне тополь, давно уже переставший расти ввысь, продолжает наращивать толщину ствола. По моим грубым прикидкам она превышает 120 сантиметров. Заглянув в "Лесную энциклопедию", узнал, что для тополя это еще далеко не предел: в наших краях отдельные деревья могут достигать в толщине до полутора метров, а в более благоприятных южных - даже трех. Конечно, и тополь, имеющий хотя бы метровую толщину ствола, в наших условиях редкость. Зато каждый день мы видим засохшие на корню или пораженные внутренней гнилью совсем еще молодые деревья, а в последнее время все чаще и чаще одни лишь пни от них... Нашему без году юбиляру в какой-то степени повезло. Видимо, состав и водонасыщенность почвы, сравнительная удаленность от источающих ядовитые выбросы магистралей и, главное, всегда благосклонное отношение к нему живущих поблизости соломбальцев способствовали тому, что он дожил до столь почтенного возраста. Не скрою, определенные определенные опасения за его оставшееся будущее, конечно, есть, так как вплотную к нему примыкают к нему ныне гаражи, и загрязнение от них безусловно может причинить ему вред. Но, справедливости ради, должен заметить, что в течение последних двух десятилетий это соседство пока никак на тополе не отразилось. Правда, повторяю, пока... Еще раз заглянув в ту же энциклопедию, прочитал, что отдельные особи деревьев этого вида доживают до 150-200 лет. Таким образом, столетний юбилей для соломбальского тополя может стать далеко не последним. Ну а отмечать его в дни, когда наши власти относятся к тополям весьма прохладно, если не сказать, враждебно, безусловно вряд ли уместно. Как говорится, не до жиру, быть бы живу. И нам, и, конечно, тополю. Что ж, высказанные в заметке опасения были ненапрасны - тополь, под которым прошло детские годы, не дожил до юбилея 110-летия. Видимо, он помешал (не понимаю, правда, чем) хозяевам нового дома, построенного на месте нашего и имеющего тот же, что и упомянутый в заметке адрес. Впрочем, хозяевам дома не я судья... Но все равно печально... |
|
Всего комментариев: 0 | |