Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

19:54
Пожар, ещё пожар...

В недавнем сообщении Пожар 28-29 июня 1940 года рассказывалось об убытках, понесённых лесозаводом № 3 в результате огненного бедствия — только на восстановление биржевого хозяйства потребовалось 3200 тысяч рублей. Однако эта сумма не идёт ни в какое сравнение с потерями, вызванными разгулами огненной стихии в период с 1897 по 1919 год — с 70 миллионами рублей. Именно такая сумма фигурирует в названии заметки — «70000000 убытков от пожаров на лесопильных заводах», опубликованной 29 сентября 1925 года в газете «Волна»:

За 28 лет в Архангельске сгорело 23 лесопильных заводов, 27 заводских бирж с лесоматериалами и 121 заводская постройка. Общий убыток достигает 70000000 рублей.

Установлены поджоги в 7 случаях, по неосторожности с огнём было 10 пожаров, из-за неисправности печей — 4 случая, не выяснены причины в 14 случаях.

По районам пожары были: в районе Маймаксы — 4 пожара, в районе Соломбалы — 9 пожаров, в пригородном районе до 12-й версты — 10 пожаров и в районе Цигломень и Кегостров — 6 пожаров.

В 1897 году сгорела одна биржа, в 1898, 1899 и 1900 годах крупных пожаров не было. В 1901 году сгорел один завод и одна биржа. В 1902 году пожаров не было. В 1903 году сгорел один завод и одна заводская постройка, в 1904 году — два завода, в 1905 году — 10 заводских построек, в 1906 — один завод, в 1907 — один завод и две биржи, в 1908 — три биржами 12 зданий, в 1909 — один завод и четыре здания, в 1910 — одина биржа и пять зданий, в 1911 — один завод, две биржи и два здания, в 1912 — один завод, две биржи и 15 зданий, в 1913 — два завода, 5 бирж и 25 зданий, в 1914 — два завода, две биржи и 6 зданий, в 1915 — два завода, три биржи и 8 зданий, в 1916 — один завод и два здания, в 1917 — два завода, две биржи и 8 зданий, в 1919 — 4 завода, три биржи и 16 построек.

С 1920 года и по настоящее время, благодаря принятым со стороны Северолеса пожарным мероприятиям, больших заводских пожаров не было.

Как видите, самым "урожайным" на пожары был 1913 год, когда в числе сгоревших оказался находившийся на Мосеевом острове лесозавод Карла Стюарта. Вот как об этом рассказывала 21 июля газета «Архангельск»:

Еще пожар... Не успел уехать из Архангельска инспектор страховых обществ, пострадавших от пожаров лесных бирж при заводах Удельного ведомства и братьев Вальневых, как произошел новый большой пожар лесопильного завода.

Вчера утром сгорел до основания завод К.А. Стюарта на Мосеевом острове. Пожар начался в 7 часов утра в помещении завода и быстро охватил все здание. Вскоре огонь перешел на каменную кочегарку и ближайшие штабеля пиленого леса, давшие обильную пищу огню. Ко времени прибытия на пожар первых пароходов пожар принял уже грандиозные размеры.

Первыми на пожар прибыли пароходы акционерного общества легкого речного пароходства «Первый» и «Десятый», паровая машина А.Я. Макарова, а затем подошли: «Луна» — Северного пароходного общества, «Пятый» — А.Я. Макарова, «Лебедин» — портовый, «Нора» — Амосова, «Москва» — железнодорожный, «Ракулец» — А.С. Чудинова, «Новик» — Ульсена, а около 10 часов утра и «Вологда» — путейский.

Два иностранных парохода, стоявшие у биржи завода и грузившиеся лесом, были в самом начале отбуксированы пароходами: «Прогрессом» — Шмидта и «Рекордом» — Андерсона на речной рейд.

Ветер дул в северную сторону острова, благодаря чему пожар грозил уничтожить весь сложенный на этой стороне лес и заводские постройки, но благодаря дружной подаче пароходами на место пожара воды, борьба с огнем пошла довольно успешно.

Главный труд в самый критический момент пожара выпал на долю паровой машины Макарова, которая с кузнечевской стороны работала одна, так как с этой стороны пароходы подойти не могли в виду отмелого места. Заводская же машина уже была перевезена на новое место, куда переводится завод, и в тушении пожара не участвовала. Некоторые шланги до места пожара не хватали и поэтому струи воды были сосредоточены на поливке еще не горевших штабелей леса. Выпавший около 10 часов утра небольшой дождик также смочил штабеля и несколько облегчил работу по тушению пожара.

На пожар кроме пароходных команд и заводских рабочих работали вольно-пожарные дружины: городская и перво-соломбальская, городского команда пожарного резерва и солдаты 146 Новочеркасского полка. Дружная работа скоро дала благоприятные результаты, и к 11 часам сила огня была сбита, тем более что южный ветер не допустил огня на южную сторону. около часа дня пошел обильный дождь, который значительно ускорил борьбу с огнем и пожар заметно стал стихать.

В результате пожаром уничтожены завод, кочегарка, от которой остались одни каменные стены, несколько зданий, занятых столовой-чайной рабочих, курилкой и др., и значительное количество пиленого леса, дров и реек.

Завод Стюарта застрахован в Первом российском обществе в сумме около 100000 рублей. Убыток пока не выяснен, но довольно значителен.

Надеюсь, вы заметили, что процитированная заметка начинается со слов и многоточия: «Еще пожар...» И неслучайно, так как это уже был третий крупный пожар за лето, и об их причинах в городе ходили разные слухи: одни говорили, что пожары — дело рук конкурентов, другие шептали о преднамеренных самоподжогах. Мол, чтобы получить страховку. В пользу и первого, и второго предположений говорил тот факт, что истинной причины пожара во всех этих случаях установить «не удалось». Поэтому заметка о пожаре на лесозаводе Стюарта и начиналась с понятного многим многоточия.

Нашёлся рассказ очевидца и ещё об одном пожаре — в 1883 году на маймаксанском лесозаводе Франца Шольца. Но чтобы чрезмерно не удлинять этот пост, даю на рассказ ссылку — Пожар в Маймаксе.

_____________________________________________________

Предыдущий пост - Баранчеев и Таймырская

Просмотров: 113 | Добавил: Bannostrov | Теги: Фотолетопись Соломбалы, История Архангельска, История Соломбалы, Фотолетопись Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0