Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

20:07
Приказы и расстрелы

Сегодня, продолжая по страницам газеты "Северное утро" отслеживать события периода Гражданской войны и интервенции, ознакомлю с двумя приказами командующего белыми войсками на Севере генерал-майора Владимира Марушевского.

В первом из них, изданном 14 марта 1919 года, речь шла о солдатах, перебежавших на сторону Красной Армии. Причём в нём подчёркивалось, что "беглецы, которым удастся уцелеть после близкого и несомненного уничтожения большевиков, будут расстреляны".

Издание другого приказа преследовало цель прекратить "преступную болтовню":

Военнослужащие болтают. В этом повинны как солдаты, так и офицеры и преимущественно служащие в штабах и тыловых учреждениях.

Прошу одуматься и бросить болтать языком. Болтовня вредит армии и способствует противнику и пусть каждый болтун знает, что я буду брать его именно с этой стороны, а при строгости законов военного времени ему нечего рассчитывать на безнаказанность или на пощаду.

Имея ряд достоверных фактов, что военнослужащие посвящают во вверенные им служебные вопросы своих жен и родственников. Требую прекратить преступную болтовню раз навсегда.

А 15 апреля того же года в газете была напечатана публикация "Приговор военного суда", свидетельствовавшая, что содержащиеся в приказах угрозы это не пустой звук, а реалии гражданской войны:

Во второй половине марта военными властями были получены сведения о существовании в гор. Архангельске организации, стоящей на стороне советской власти и подготавливающей преданию неприятелю города Архангельска и находящихся в нем войсковых частей. Произведенными по этому поводу расследованиями и найденными документами была установлена принадлежность к этой организации чинов военно-контрольной команды военно-регистрационного отделения Пухова и Шереметьева, солдата 1-го Северного стрелкового полка Глазкова, солдата 1-го автомобильного дивизиона Сывороткина, гр. Павла Каминского, бомбардира 2-й батареи 2-го отдельного артиллерийского дивизиона Поздеева, гр. Аншукова, Печенина и Богданова; некоторые из этих лиц были изобличены и в шпионстве и сознались в нем, а Аншуков и Печинин, кроме того, хранили у себя бомбы на случай вооруженного восстания.

Помимо этого было установлено, что старший унтер-офицер Склепин, состоявший печатником типографии Штаба Командующего русскими войсками, собирал сведения о состоянии вооруженных сил Северной области для сообщения этих сведений неприятелю. Все означенные лица были преданы военному суду.

Тому же суду были преданы красноармейцы Гулев и Сиригин, изобличенные в шпионстве, гр. Юргин Василий за переписку с целью шпионства с лицом, находящимся в местности, занятой войсками неприятеля, солдаты 2-й батареи 1-го отдельного артиллерийского дивизиона Дектев и Трубин за возбуждение солдат к уклонению от военной службы во время войны и, наконец, младший унтер-офицер 1-го Северного стрелкового полка Власов и стрелок того же полка Квитко за самовольную отлучку с караула в виду неприятеля и за покушение на побег к неприятелю.

Все эти лица были приговорены к лишению всех прав состояния и смертной казни через расстреляние и приговоры над ними приведены в исполнение 24-го и 26-го марта, 5-го и 6-го апреля.

Где расстреливали в ту пору, полагаю, знают все интересующиеся историей нашего края - на загородных Мхах. В этой связи не могу не напомнить, что лет десять тому назад, когда на площади перед железнодорожным вокзалом строили часовню, одно лицо из церковного ведомства, оправдывая сие действо, утверждало, что именно здесь большевики расстреливали своих противников и что именно сюда приходили поезда с высланными и раскулаченными. Примерно это же самое повторили на страницах газет и в телеэфире местные так называемые журналисты. Говорю "так называемые", ибо это ещё мягкое определение по отношению к дремучим личностям, совершенно не знающим историю Архангельска и которым неизвестно, что именно на там - на Мхах - белые и интервенты расстреливали местных большевиков-подпольщиков и восставших солдат белой армии.

А всё это отлично знал редактор упомянутой газеты Максим Леонов, но не только как современник тех событий. Ибо после изгнания белых именно ему в дни кратковременного ареста пришлось - понятно, не по своей воле - своими руками доставать из болотины трупы расстрелянных с целью из почётного перезахоронения.

Столь же отлично это знал и генерал Марушевский, который вовремя успел покинуть Архангельск и Россию и свои последние годы спокойно - вплоть до дня смерти в 1952 году - провёл в Югославии. В ту пору, что парадоксально, уже социалистической и под властью коммунистов. То есть фактически сам оказался перебежчиком к своим идеологическим противникам...

_______________________________________________________

______________________________________________________

Предыдущий пост - Архангельск - город легионеров и казаков...

Следующий пост - Разбежались легионы и поплыли казаки...

Просмотров: 1780 | Добавил: Bannostrov | Теги: Марушевский, Гражданская война и интервенция, История Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: