Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

21:25
Пучужские старообрядцы

На сайте мной уже были размещен материал о старообрядцах, проживавших в среднем течении Северной Двины (нынешние Верхнетоемский и Красноборский районы) - https://www.loshchilov.su/index/zapiski_missionera/0-287

Сегодня дополняю его более ранними по времени документами (октябрь 1846 - май 1847), найденными в Вологодском областном архиве (ГАВО) в фонде Вологодской духовной консистории и рассказывающими о старообрядцах Пучуги. А , пожалуй, самым ярым среди них борцом с православием был Яков Степанович Ссюхин, который, возможно, является предком известного уроженца Пучуги, художника Сергея Сюхина. Небольшое отличие в написании фамилии объясняется тем, что до революции она писалась через две буквы "с".


Упомянутые документы можно прочитать ниже:

Его Преосвященству Преосвященнейшему Евлампию

Епископу Вологодскому и Устюжскому и Кавалеру

Сольвычегодского уезда

Пучежской Петропавловской церкви

Священника Василия Александрова Петропавловского 

Почтеннейший репорт 

Меж тем временем, как умер тесть  мой священник (25 февраля 1845 года) и  я выходил на его Священническое место, не малое число Прихожан сей  церкви уклонилось в раскол, и 56 человек таковых открыто было местному Благочинному Приходскому Диаконом еще до меня вскоре по кончине Нифонтова, а обращено ли должное внимание на оный Дьяконский донос от Начальства, не известно.

Сверх оных 56ти человек, открылось  ныне на Святой неделе 20ть человек вновь уклонившихся от Православной Церкви. Ибо когда я ходил по Приходу с Животворящим крестом, они нехотели приложиться к нему под предлогом старости. Кто же именно все вообще сие 15ть человек, означается в прилагаемом при сем реэстре.

Злостные совратители в раскол находятся в Нижнетоемском и Нововыставочном приходах; но есть и  в нашем приходе, именно: деревни Камчатской крестьянин Яков Степанов Ссюхин  и деревни Ручья старые девки Евфимия и Неонила Ильины Колоткины. К сим из моего Прихода совратителям собираются раскольники для моления и поучения мнимому старообрядству. Несколько раз ходил я к ним для увещания. Но все без успеха. Правда говорят, будто оные старые девки уже никого теперь не совращают, боясь между прочим гонения, какое народ обещает тем раскольникам, которые уклонились от Православия после 1826 года. А Ссюхин еще легче обманывает слабодушных тем, что я якобы хожу к нему и сим будто бы одобряю старообрядство. Впрочем теперь он говорит со мною радушно, а сначала встречал одною грубостью. Теперь уже и книж… переплетает он, только глух слишком. В расколе Ссюхин с 1820го года, а оныя старыя девки с 1810го. Если можно заметить мне о способе обращения в православие раскольников: то первый способ есть гражданская власть. Если не успеет уклонившихся обратить она, то удержит в Православии еще хотящих, быть может, уклониться, тем более, что есть и такие, которые жалеют, что лишились хождения во Святую церковь, но по одиночке никто обратно не пойдет в Православие. Для побуждения нескольких и нужна Гражданская власть. Второй способ – учредить Единоверческую Церковь. Ее желают оные и девки, но не полагаясь на свое знание (ибо они ученые по крестьянски) велят мне спросить о сем у ихних наставников Нижнетоэмских. А я не имел случая говорить с оными. Если кто из ныне уклонившихся в раскол помрет, но того, что он действительно раскольник, нет отметки в наших исповедных ведомостях: то позволят ли таковаго, как умершаго без Исповеди и Святаго Причастия, погребать без позволения Гражданского Начальства? – Да и православные, когда исполнят долг Христианский в постное время, будучи здоровы, а потом спустя около двух иди трех месяцев, заболят опасно, не хотят призвать Священника для новой Исповеди и так если умрут, погребать ли без позволения высшаго Начальства, на знаю. И потому Вашему Преосвященству почтительнейше донося о вновь поступившихся  в раскол, о их совратителях, о  способе обращения их в Православие, осмеливаюсь донести и о моем недоразумении касательно погребения вновь уклонившихся и православных при смерти довольствующихся прежним (за два месяца) Исповеданием и Святых Тайн преобщением. Маия 5го числа 1846 гоа.

Пучежской Петропавловской церкви Священник  Василий Александров Петропавловский.


11 октября 1846 года

В Сольвычегодское Духовное Правление

Священника  Пучежской Петропавловской церкви

Василия Александрова Петропавловскаго

 

К репорту  дополнение

Из полученнаго мною 1го Августа  сего 1846 года Указа из Сольвычегодскаго Духовнаго Правления от 14 Июня за №295 узнав резолюцию, положенную Его Преосвященством, Преосвященнейшим Евлампием, Епископом Вологодским и Устюжским на репорте моем к Его Преосвященству от 5 числа Маия сего года относительно уклонившихся немалого числа Прихожан моих в раскол, и исполняя требование Сольвычегодскаго Духовнаго Правления, написал я тогоже 1го Августа дополнение к репорту и 3го Августа до Верхотоемскаго Приказа доправить оное взял из Афанасьевскаго Приказа разсыльный онаго Верхотоемскаго Приказа. Но как Сольвычегодское Духовное Правление до сих пор не получив онаго дополнения, снова, другим от 31 числа Августа под №465 указом, требует от л.8об меня по означенному репорту дополнения: Почему сим имею честь в другой раз дополнить то, что было опущено мною, по недоразумению, в репорте от 5го Маия именно:

1.) не было означено: «по одиночке ли собираются раскольники к поименованным «своим наставникам или большим числом?» - Означаю: к совратителю Якову Ссюхину многолюднаго собрания не бывает, но по одиночке приходят к нему для получения себе перекрещивания от него. Назад тому годов с 8мь, когда Ссюхин лучше слышал, были и многолюдные собрания к нему. Впрочем молва народная, что он на сих годах многих перекрестил в раскол из моих прихожан, едва ли может быть оправдана без собрания к нему раскольников значительным числом. И он не недостоин того, чтобы Окружное Правление зависящими мерами заградило его бранчивыя уста, коими как лев рыкающий, старается он смущать православных, говоря им среди селения «доколе будешь губить свою душу, не думать о Боге и жить без веры.» - К совратительницам же девкам собираются раскольники большим числом, особенно на Святую Пасху для моления и поучения. И кого успеют совратить в раскол сеи девки Евфимия и Неонила Колоткины, того для перекрещения посылают не к Ссюхину, а к своим наставникам соседственных приходов. 2.) не было означено: «где бывают такие собрания, в простых домах или молельных?» - Означаю: у Ссюхина моленной нет, а только простая комната, на равне с жилою избой употребляемая и для домашняго быту. У девок же Евфимии и Неонилы Колоткиных, есть особая моленная но отделяемая  от сей последней колладором и особыми простенками. Здесь и собираются раскольники большим числом в большие Праздники.


Благочинному Ерогодской Покровской церкви

Священнику  Василию Вахрамееву

Священника  Пучужской Петропавловской церкви

Василия Александрова Петропавловскаго

 

Сведение

Предписанием Вашим от 11 дня  Февраля сего 1847 года требуется от меня достаточное сведение о том, почему 75 человек моих Прихожан уклонившиеся в раскол уклонились после смерти Предместника моего, Священника Феодора Нифонтова, каких они лет, и не были ли они прежде скрываемы причтом?

Сим имею честь представить:

а) вскоре после смерти означеннаго Предместника моего уклонились в раскол 75 человек потому, α) что не стало Пастыря, и разбрелись овцы, которыя давно уже, быть может, наклонны были к расколу, (как можно догадываться из числа годов их неисповедывания и неприобщения Св.Тайн), и ждали только удобнаго случая к своему отпадению от Св.Церкви. При жизни Иерея Нифонтова было им те препятствием, что не хотели огорчить и опасались раздражить его Нифонтова, котораго как слышно, все Прихожане любили и вместе боялись. Но коль скоро умер мой Предместник, ожили осуществились давния желания помянутых Прихожан. Они не замедлили уклониться. β) Потому, что расколоначальники после смерти Иерея Нифонтова, разгласили следующую ложь: будто бы он Нифонтов перед смертию пожелал перекреститься в раскольническую их веру, хотя то не успел исполнить желания. Подобная ложь у расколоначальников есть верное средство к совращению легковерных, и разбарающих правость верыпо одному авторитету к лицам или совращающим или чрез которых хотят совратить их. Так однажды не усовестился расколоначальник нашего прихода Яков Ссюхин сказать мне даже об Архимандрите Устюжском Августине, что будто бы он Августин, в бытность его на Пучуге для вразумления раскольников, ему Ссюхину наедине хвалил мнимо старую веру их и не велел Ссюхину уходить из раскола. После сего мудрено ли же, что и смерть моего Предшественника ускорила отпадение от церкви 75 помянутых человек, давно уже наклонных к тому, и обольщаемых ложным слухом о желании его  пресмертном перейти в раскол? Удивительно ли и то, что, когда я духами кротости стараюсь обращаться с заблудшими главами раскола и читаю их книги для вразумления их же самих.ю опять говорят: будто бы я держу сторону раскольников и находят в том повод думать о правоте раскола?

б) Каких  лет уклонившиеся в раскол, о том  особенный при сем прилагается  реэст.

в) Чтобы они прежде скрываемы были причтом, того сказать не могу.

Возможную справедливость сказанного подтверждаю  подписом 12 февраля 1847 году.

Означенной  церкви Священн Василий Александров  Петропавловский руку приложил.


Если не ошибаюсь в том, что о  сих собраниях раскольничьих  отнестись в Окружное Правление предоставлено Сольвычегодскому Духовному Правлению, а не мне: я, думаю, и исполнил все от меня требуемое Указами Сольвычегодскаго Духовнаго Правления для скорейшаго исполнения, имею честь сим представить в оное Правление требуемое к репорту от 5 Маия дополнение. Сентября 13 числа 1846 года.

К сему дополнению Священник Пучежской  Петропавловской церкви Василий  Александров Петропавловский руку приложил.

________________________________________
Просмотров: 1735 | Добавил: Bannostrov | Теги: История церкви | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: