18:03 Растаскивают все... |
Как известно, историк Николай Карамзин, будучи в заграничной поездке, ответил на вопрос, как там в России, одним словом: «Воруют...» Ответить подобным образом он, конечно, имел все основания, так как не мог не замечать, что происходит, да и исторические документы, с которыми он работал, свидетельствовали о том же. Например, содержание письма Екатерины II, адресованного князю Панину: «Никита Иванович. Бога-для смотрите, не может-ли адмиралтейская коллегия воров своих, у города Архангельского резидующих, сменить, а то во веки пути не будет...» Заметьте, не наказать, а лишь старых воров сменить на новых, видимо, по первости не очень хищных. А насколько хищными становились некоторые должностные лица прошлых веков, говорят следующие выдержки из старых газет и журналов. Так, в двух заметках, опубликованных в декабре 1881 года в газете «Страна», говорилось: Сообщают, что весьма недавно открыты значительные злоупотребления в Туркестанском крае. Так, между прочим, найдено, что один довольно важный почтовый тракт в течение нескольких лет не существовал вовсе, а между тем, на него содержание из казны ежегодно выделялось по 10 тысяч рублей. Экстренной ревизией дел Таганрогской таможни чрез посредство специальной комиссии таможенного и судебного ведомств от министерства внутренних дел обнаружены столь громадные злоупотребления по предмету беспошлинного и низкопошлинного пропуска иностранных товаров на сотни тысяч рублей, что весь служебный персонал таможни предполагается отдать под суд. В одном из номеров журнала «Железнодорожник» за 1909 год сообщалось:
О грандиозных железнодорожных хищениях Московского узла уже около двух лет производится судебное следствие. Ввиду массы добытых сведений и разнообразия преступлений все дело будет разбито на несколько частей, каждое из них будет закончено к весне. Всего в настоящее время в качестве обвиняемых привлекаются 150 человек, но полагают, что эта цифра с ходом следствия значительно возрастет и достигнет нескольких сот человек.
О том, насколько «строгими» для высокопоставленных лиц железнодорожного ведомства были наказания за подобные правонарушения, говорится в другом кратком сообщении:
Как стало известно, результатом обнаруженных на Забайкальской железной дороге злоупотреблений было перемещение начальника этой дороги г. Свентицкого на Пермскую железную дорогу.
То есть привычная по крайней мере с дней царствования Екатерины II практика перемещения провинившихся продолжалась. И в данном случае для данного господина перемещением вся полнота «наказания» могла бы и ограничиться, но ему на беду министром путей сообщения был назначен Сергей Васильевич Рухлов (родословная которого имеет нашенские, точнее, нижнетоемские крестьянские корни). Новый министр приказал Свентицкому немедленно подать в отставку и решил передать дело о нём следственным властям.
О другом весьма изощрённом способе криминального обогащения рассказала в 1915 году архангельская газета «Северное утро». И хотя содержание заметки никак не было связано с нашим краем, тем не менее, полагаю, оно заинтересовало северных читателей:
В Кубанской области объявился своего рода Чичиков, заработавший на мертвых душах около 45 тысяч рублей. Младший помощник правителя канцелярии при кубанском казачьем наказном атамане К.Н. Устичев имел в своем распоряжении стол, который отпускает средства по проведению в исполнение смертных приговоров. Каждый смертный приговор требовал ассигнований в в 65 рублей. 25 рублей обычно уплачивается палачу, а остальные расходуются на извозчиков для прокурора, врача и священника, постройку виселицы, гроб и т.д. Вот эти средства, а равно ведомости расходов и находились в руках Устичева.
Газеты "Северное утро» и "Архангельск» в 1915 году в ряде сообщений рассказывали и о местных расхитителях:
За последнее время в Рождественской церкви случился ряд мелких краж, произведенных неизвестными злоумышленниками во время богослужений. Воришки тянут, что попадет под руку и успели уже стянуть шапки у псаломщика церкви Ивановского и у дьякона Васильева, а также кое-что из карманов пальто у некоторых певчих.
12 января в 6 час. вечера в квартиру мещанки М. Степановой, проживающей в доме Лукиной по Любской улице, зашли двое неизвестных и, пользуясь ее плохим зрением, похитили серебряные часы с цепочкой, денег 10 рублей и другие вещи.
14 января в флигель дома Чесноковой, занимаемый ее сестрами, зашел неизвестный, якобы снимать комнату и тайным образом похитил хромовые галоши и жакет, всего на 12 рублей.
Того же числа проживающая в доме Шубного по Псковскому проспекту А. Малюкова заявила, что из прихожей похищен дамский жакет на меху стоимостью 12 рублей.
15 декабря у владельца фотографии Я.Ю. Соберга, проживающего по Троицкому проспекту в доме Видякина, похищена из коридора его квартиры шуба на выхухолевом меху, стоящая 150 рублей. Подозрение ни на кого не заявлено.
Нашему городскому управлению против Вологодской улицы принадлежит так называемая Фонтейнесская пристань, которая, как выяснилось ныне, расхищается разными лицами. На днях было задержано двое субъектов, прибывших расхищать пристань на лошадях. Эти лица были задержаны портовой полицией и объяснили, что пристань «растаскивают все»...
Предыдущий пост -
Первый автодилер Архангельска
Следующий пост -
От «неизвестной» причины...
|
|
Всего комментариев: 0 | |