16:02 Реклама давно ушедших лет |
Я уже дважды - 13 июня и 7 августа - упоминал об артефактах, присылаемых наряду со старыми фотоснимками. И тогда же я обещал периодически с ними знакомить. Что сегодня и делаю. На днях из Верхнетоемского района прислали склеенный из серой бумаги конверт, датировать который очень легко - почтовые марки погашены штемпелем, на коем значится: ВЕРХНЯЯ ТОЙМА ВОЛОГ. 29.8.23 Примечательно, что пересылка подобного конверта в 1923 году стоила 300 рублей - таков суммарный номинал всех 12 марок (одиннадцати выпущенных в РСФСР и одной царской с надпечаткой). В этот конверт были вложены два рекламных издания: открытка первых советских лет и... даже затрудняюсь, как назвать... скажем так - многократно свернутая листовка-плакат. На открытке, видимо, рассылавшейся по разным учреждениям, владелец кустарной мастерской из Петрограда Герман Клейнман предлагал приобрести "шапирографские ленты первоклассного качества, дающие совершенно ясные и отчетливые копии" и другую продукцию его предприятия. А также ленты к пишущим машинам. Здесь следует пояснить, что шапирограф (усовершенствованный гектограф) - это ксерокс тех лет - прибор для снятия копий с документов. Те, кто имел дело с архивными документами предреволюционных лет и периода 1920-1930 годов, видел изготовленные с помощью этого прибора копии. А необходимые для этого прибора, выражаясь современными терминами, расходные материалы как раз и изготавливала в годы НЭПа мастерская Германа Клейнмана (German Kleinmann), контора которой находилась в Петрограде по адресу: Фонтанка, 126, кв. 125 (Рядом с Домов. Комитетом). Однако вскоре Клейнман, видимо, перебрался в первопрестольную (или открыл в ней филиал), так как в оглавлении адресно-справочного издания за 1927 год "Вся Москва" есть запись: «Гедекаграф» (Герман Д. Клейнман) — 648. Что же касается второго рекламного издания, то, несомненно, оно оказалось в конверте случайно, так как было напечатано в 1902 году в Москве, в типографии Е.И. Пичугиной. Причём с дозволения цензуры. А рекламировалась в нём продукция широко известной тогда парфюмерной фирмы «Брокар и Ко» - поставщика "Ея Императорскаго Высочества Великой Княгини Марии Александровны Герцогини Саксен-Кобург-Готской и Королевского Испанского Двора". Правда, в 1902-м основателя фирмы Генриха Афанасьевича Брокара уже не было в живых, но со дня его кончины в 1900 году дело уверенно продолжали сыновья. Следует сказать, что Генрих Афанасьевич был на редкость предприимчивым и изобретательным человеком. В том числе в области рекламных новшеств. Свидетельством этому и служит данное рекламное издание, так как на его обороте предусмотрительно были напечатаны рисунки узоров для вышивания - весьма распространённого в ту пору увлечения многих барышен. Заполучив бесплатно предлагаемые рисунки, они обязательно обращали внимание и на рекламные предложения. А затем и покупали что-нибудь из продукции фирмы, например, для начала пробный флакон духов за 15 копеек и коробочку пудры за 30. Кстати, продукция этой фирмы (с 1917 года - «Новая заря») пользуется спросом и в наши дни. И напоследок ещё один интересный факт - в 1930-1932 годах директором парфюмерной фабрики «Новая заря» работала Полина Семёновна Жемчужина - жена В.М. Молотова. Обо всём этом я вряд ли бы узнал, а затем и поделился бы с другими найденными сведениями, если бы не присланные мне материальные свидетельства прошлого... ______________________________________________________ ______________________________________________________Предыдущий пост - Тетрадь и фантики Следующий пост - Удивительная привилегия и цифра "три" |
|
Всего комментариев: 2 | |||
| |||