Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

12:41
РОКОВАЯ ПОЕЗДКА
Однажды при просмотре архивных документов советского периода мне встретилась стенограмма совещания, состоявшегося 13 апреля 1946 года в Архангельском обкоме ВКП(б). На него были срочно вызваны председатель облисполкома, его заместители, руководящие работники Приморского и Холмогорского райкомов и райисполкомов, начальники областного управления милиции и ГАИ, руководители автотранспортных и дорожных организаций. Открывая совещание, первый секретарь обкома Борис Фёдорович Николаев сказал:

Б.Ф. Николаев

Повод, по которому мы собрались, всем известен. В том, что случилось, есть вина каждого из нас. Насколько она велика, каковы ответственность каждого и меры взыскания, определят вышестоящие органы. А в том, что мы виноваты, сомневаться не приходится. Так как забыли слова товарища Сталина, что самое ценное в стране — это наши советские люди. Повторяю, вина каждого будет определена. Пока же необходимо установить причину трагедии и предпринять все от нас зависящее, чтобы ничего подобного впредь не произошло. Прошу товарища Алабышева доложить о случившемся.

Иван Павлович Алабышев, заместитель председателя облисполкома, он же председатель комиссии, расследовавшей происшествие, сообщил следующее:

9 апреля 1946 года в 14 часов с пассажирским автобусом ЗиС-16 № 85-62 Архангельской автоконторы на мосту в деревне Боброво произошла катастрофа, в результате которой погибли восемь пассажиров и шофер (один пассажир умер после ранения). Остальные 14 пассажиров и кондуктор получили ранения.

При выезде на место происшествия выяснено, что автобус следовал из Косково в Архангельск. Проехав мост в деревне Боброво, при подъеме на гору машина забуксовала, мотор заглох, в результате чего автобус пошел назад юзом и с большой скоростью при въезде на мост выбил десятиметровый пролет перил и кузовом вниз упал с моста высотою восемь метров.

Автобус ЗиС-16, выпускавшийся в 1938-1941 годах
Далее слово было предоставлено начальнику областного управления ГАИ Тараканову, который дополнил информацию следующими фактами:

В автобусе находились 22 пассажира, кондуктор и водитель Едемский. Водитель имел стаж с 1938 года, на автобусе непрерывно работал после демобилизации около года по маршрутам до Косково и Холмогор. Когда машина дошла до половины горки в силу скользкой дороги (мокрый лед) и большой тяжести (с пассажирами около 8 тонн), забуксовала. Водитель, по показаниям кондуктора, попытался вывести автобус — бросил под колеса свою куртку-спецовку. По заявлению кондуктора, водитель не выходил из машины. Когда же она, падая с моста, накренилась, он вылетел через незакрытую дверь и погиб. Следствием еще не установлено точно, правильно ли он действовал или нет.

Когда машина после буксования пошла назад (угол наклона не менее 30 градусов), были задействованы ручные тормоза, колеса не имели возможности вращаться. При этом машина пошла юзом. В этом случае она не подчиняется рулевому управлению и идет по линии наименьшего сопротивления в сторону наклона. Мост имеет отбойный брус, но давно не очищался.

Поскольку речь зашла о чистке дорог, слово попросил начальник областного управления милиции Соколов. Сообщив об неудовлетворительном содержании дорог в Приморском и Холмогорском районах (на территориях которых в 1945 году были возобновлены пассажирские перевозки), он рассказал и о ситуации в Архангельске:

Обстановка с движением в городе находится в тяжелом состоянии, особенно в связи с прибытием транспорта военного округа. До тысячи машин вновь прибыло. Состояние же дорог неудовлетворительно. В городе по существу две основные магистрали — проспект Сталинских ударников и проспект П. Виноградова. Остальные улицы в зимнее время фактически в непроезжем состоянии. Поэтому все движение сосредоточено на этих магистралях. Придется принимать меры, чтобы их разгрузить за счет приведения в порядок Петроградского, Костромского и Новгородского проспектов, по которым будет осуществляться грузовое движение.

Сразу же за Соколовым слово взял заведующий промышленно-транспортным отделом обкома ВКП(б) Москаленко:

Очевидно, что по линии автоинспекции ни в районах, ни в Архангельске должных мер не принимается. Я лично наблюдал картину, когда только случайность спасла от аварии. На глазах милиции было дело, но мер принято не было. Около гостиницы «Интурист» в выходной стояла легковая машина, а шофер грузовой трехтонки прямо прет на эту машину. И несмотря на то, что шофер легковушки дал сигнал, он все-таки наехал на нее, зацепил прямо за крыло и стал назад толкать. А позади была другая машина — он повредил и ее. При этом случае были два милиционера: один постовой (женщина), другой чином постарше. Что они сделали? Тот, что постарше, посмотрел по сторонам — нет ли начальства? Никого не нашел и быстренько смотался за угол и удрал, чтобы не вмешиваться в дело. А постовой милиционер подошла, посмотрела, что случилось (на одной машине смято крыло, на другой поломан радиатор), и даже номер грузовой машины не записала. И вообще, по Архангельску грузовые машины ходят там, где им запрещено.

Затем очередь отчитаться подошла начальникам автоконторы и дорожного участка — соответственно Кудевичу и Хватову. Их попытки оправдаться были признаны неубедительными, поэтому в постановлении совещания появились следующие пункты:

Начальник Архангельской автоконторы т. Кудевич не обеспечил контроля за безопасностью пассажирских перевозок. В течение последнего месяца, тем более в период распутицы, на трассе не был.

Начальник Уемского дорожного участка т. Хватов не обеспечил нормального содержания дорог и допустил особую беспечность к приведению в проезжее состояние наиболее опасных мест, в результате чего мост и отбойный брус на нем не были очищены от снега и дорога при подъеме с моста не была посыпана песком.

Не оказался забытым и руководитель областной ГАИ:

Товарищ Тараканов, зная неудовлетворительное состояние дороги, особенно опасное в районе бобровского моста, не поставил вопрос о прекращении автобусного движения до проведения работ, обеспечивающих безопасность перевозки пассажиров.

В последнем же пункте постановления говорилось, что вопрос о партийной ответственности и соответствии занимаемым должностям членов ВКП(б) Тараканова и Кудевича будет рассмотрен на ближайшем заседании бюро обкома.

Что же касается уголовной ответственности Кудевича и Хватова, то меры наказания вскоре определил областной суд. И информация о вынесенных им приговорах была помещена в газете «Правда Севера»:

_____________________________________________________

Предыдущий пост - Николай Первый и архангельские мостки

Просмотров: 278 | Добавил: Bannostrov | Теги: Происшествия, История края | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: