12:41 РОКОВАЯ ПОЕЗДКА |
Однажды при просмотре архивных документов советского периода мне встретилась стенограмма совещания, состоявшегося 13 апреля 1946 года в Архангельском обкоме ВКП(б). На него были срочно вызваны председатель облисполкома, его заместители, руководящие работники Приморского и Холмогорского райкомов и райисполкомов, начальники областного управления милиции и ГАИ, руководители автотранспортных и дорожных организаций. Открывая совещание, первый секретарь обкома Борис Фёдорович Николаев сказал:
Б.Ф. Николаев
Повод, по которому мы собрались, всем известен. В том, что случилось, есть вина каждого из нас. Насколько она велика, каковы ответственность каждого и меры взыскания, определят вышестоящие органы. А в том, что мы виноваты, сомневаться не приходится. Так как забыли слова товарища Сталина, что самое ценное в стране — это наши советские люди. Повторяю, вина каждого будет определена. Пока же необходимо установить причину трагедии и предпринять все от нас зависящее, чтобы ничего подобного впредь не произошло. Прошу товарища Алабышева доложить о случившемся. Иван Павлович Алабышев, заместитель председателя облисполкома, он же председатель комиссии, расследовавшей происшествие, сообщил следующее:
9 апреля 1946 года в 14 часов с пассажирским автобусом ЗиС-16 № 85-62 Архангельской автоконторы на мосту в деревне Боброво произошла катастрофа, в результате которой погибли восемь пассажиров и шофер (один пассажир умер после ранения). Остальные 14 пассажиров и кондуктор получили ранения. Автобус ЗиС-16, выпускавшийся в 1938-1941 годах
Далее слово было предоставлено начальнику областного управления ГАИ Тараканову, который дополнил информацию следующими фактами:
В автобусе находились 22 пассажира, кондуктор и водитель Едемский. Водитель имел стаж с 1938 года, на автобусе непрерывно работал после демобилизации около года по маршрутам до Косково и Холмогор. Когда машина дошла до половины горки в силу скользкой дороги (мокрый лед) и большой тяжести (с пассажирами около 8 тонн), забуксовала. Водитель, по показаниям кондуктора, попытался вывести автобус — бросил под колеса свою куртку-спецовку. По заявлению кондуктора, водитель не выходил из машины. Когда же она, падая с моста, накренилась, он вылетел через незакрытую дверь и погиб. Следствием еще не установлено точно, правильно ли он действовал или нет. Поскольку речь зашла о чистке дорог, слово попросил начальник областного управления милиции Соколов. Сообщив об неудовлетворительном содержании дорог в Приморском и Холмогорском районах (на территориях которых в 1945 году были возобновлены пассажирские перевозки), он рассказал и о ситуации в Архангельске: Обстановка с движением в городе находится в тяжелом состоянии, особенно в связи с прибытием транспорта военного округа. До тысячи машин вновь прибыло. Состояние же дорог неудовлетворительно. В городе по существу две основные магистрали — проспект Сталинских ударников и проспект П. Виноградова. Остальные улицы в зимнее время фактически в непроезжем состоянии. Поэтому все движение сосредоточено на этих магистралях. Придется принимать меры, чтобы их разгрузить за счет приведения в порядок Петроградского, Костромского и Новгородского проспектов, по которым будет осуществляться грузовое движение. Сразу же за Соколовым слово взял заведующий промышленно-транспортным отделом обкома ВКП(б) Москаленко: Очевидно, что по линии автоинспекции ни в районах, ни в Архангельске должных мер не принимается. Я лично наблюдал картину, когда только случайность спасла от аварии. На глазах милиции было дело, но мер принято не было. Около гостиницы «Интурист» в выходной стояла легковая машина, а шофер грузовой трехтонки прямо прет на эту машину. И несмотря на то, что шофер легковушки дал сигнал, он все-таки наехал на нее, зацепил прямо за крыло и стал назад толкать. А позади была другая машина — он повредил и ее. При этом случае были два милиционера: один постовой (женщина), другой чином постарше. Что они сделали? Тот, что постарше, посмотрел по сторонам — нет ли начальства? Никого не нашел и быстренько смотался за угол и удрал, чтобы не вмешиваться в дело. А постовой милиционер подошла, посмотрела, что случилось (на одной машине смято крыло, на другой поломан радиатор), и даже номер грузовой машины не записала. И вообще, по Архангельску грузовые машины ходят там, где им запрещено. Затем очередь отчитаться подошла начальникам автоконторы и дорожного участка — соответственно Кудевичу и Хватову. Их попытки оправдаться были признаны неубедительными, поэтому в постановлении совещания появились следующие пункты:
Начальник Архангельской автоконторы т. Кудевич не обеспечил контроля за безопасностью пассажирских перевозок. В течение последнего месяца, тем более в период распутицы, на трассе не был. Не оказался забытым и руководитель областной ГАИ: Товарищ Тараканов, зная неудовлетворительное состояние дороги, особенно опасное в районе бобровского моста, не поставил вопрос о прекращении автобусного движения до проведения работ, обеспечивающих безопасность перевозки пассажиров.
В последнем же пункте постановления говорилось, что вопрос о партийной ответственности и соответствии занимаемым должностям членов ВКП(б) Тараканова и Кудевича будет рассмотрен на ближайшем заседании бюро обкома. Предыдущий пост - Николай Первый и архангельские мостки |
|
Всего комментариев: 0 | |