18:57 Рождественско-новогодние праздники 1925 года |
В нерекомендуемой ныне властями Википедии (РКН: иностранный владелец ресурса нарушает закон РФ) в статье «Рождество Христово в России» есть такие строки: ...В советской России было запрещено отмечать Рождество Христово. С этим запретом отменялась и рождественская ёлка, которая стала называться «поповским» обычаем. Согласно постановлению СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю»: «В день нового года и в дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях». Примерно о том же — о запрете в послереволюционные годы ёлки и празднования Рождества — неоднократно говорилось на днях в ряде телевизионных передач. В этой связи частично привожу текст моего поста от 6.04.2020 под названием Революционно-религиозные праздники 1930 года:
...Местные власти по постановлению Совнаркома СССР от 24.09.1929 г. имели право устанавливать дополнительные праздничные дни. И этой возможностью на местах сразу же воспользовались, в том числе и в только что на тот момент образованном Северном крае (с центром в Архангельске). Накануне нового года Отдел труда Северного крайисполкома издал распоряжение «О нерабочих днях на 1930 год», в котором наряду с нерабочими пятыми днями пятидневок были перечислены и праздничные дни — как общесоюзные, так и местные:
Следовательно, запрета на празднование религиозных праздников не было, и праздновать их или нет, решали местные власти — губернские, краевые и областные. А как поступили архангельские — свидетельствует вышеприведённый список. Следует сказать, что более чем терпимым было отношение архангельских властей к религиозным и новогоднему с ёлкой праздникам и ранее 1930 года — например, в 1925 году. Об этом свидетельствуют рекламные объявления, помещённые в декабре того года в газете «Волна» — печатном органе губкома Российской коммунистической партии (большевиков). Вот некоторые из них: Правда, недоумение вызывает тот факт, что в 1925 году Рождество официально праздновали три дня — 25-27 декабря, причём выходной день с 5-го января 1926-го был перенесён на 26 декабря — специальным постановлением губернского Отдела труда: Повторяю, вызывает недоумение, так как Рождество праздновали не как сейчас — 7 января. Возможно, по той причине, что часть из 13-ти тогда существовавших в Архангельске православных приходов были обновленческими, отмечавшими этот праздник по-новому — 25 декабря (как теперь на Украине). В этой связи губернский административный отдел запретил в праздничные дни Рождества и Нового года продажу спиртного как в магазинах, так и в столовых: Нельзя умолчать и о том факте, что 21 декабря в кинотеатре «Эдисон» состоялся невозможный до революции диспут на тему «Существовал ли Христос», в котором приняли участие архиепископ Михаил и священники Казанский и Нечаев: А за день до диспута в кафедральном соборе произошло ещё одно невозможное в дореволюционное время мероприятие — коллектив верующих на общем собрании решал вопрос о возможном расторжении договора на пользование зданием. Причина — не указана, но скорее всего, финансовые разногласия между с одной стороны — верующими, с другой — настоятелем и причтом собора. Возвращаясь к вышеприведённым объявлениям, скажу, что, возможно, вы обратили внимание на существовавшие сто лет назад цены: сёмга — 70 копеек за фунт (409 граммов ), мясо — 20 копеек за фунт, рождественско-новогодние козули — 5 копеек за штуку, яблоки — 8 копеек за фунт. А Архангельский холодильник продавал рыбные, мясные, овощные и другие консервы по цене от 15 до 25 копеек за банку, причём самыми дорогими были банки со сгущённым молоком — 30 копеек. В последние же предпраздничные дни холодильник цены на все консервы снизил до 12 копеек, а для купивших целый ящик к тому же применялась 10-процентная скидка. То есть цены после денежной реформы 1922-1924 годов вернулись примерно к дореволюционному уровню (точнее, к довоенному— 1913 года — уровню) и вновь в обращении вместо обесцененных миллионов появились привычные рубли и медные копейки. И эта «медь», выпущенная в 1920-х годах, пережила ещё две денежные реформы — 1947 и 1961 годов — и была изъята из обращения, если не ошибаюсь, в 1993 году. Понятно, что этот уровень цен надо сопоставлять с тогдашними доходами, что сделать, просматривая газетные публикации, было нелегко. Так как в объявлениях о приёме на работу предлагаемый размер зарплат не указывался. Как правило писали: «Оплата по соглашению». Но кое-какие данные найти удалось в опубликованной в газете стенограмме совещания работников треста «Северолес». Выступавшие на нём говорили, что месячная зарплата служащих составляет от 120 до 150 рублей, дневной заработок рабочих-лесорубов от 4 до 5 рублей, а месячный доход лесорубов Савинской артели, по своей инициативе работавших по 18 часов в день, достигал 500 рублей. Что же касается рабочих архангельских лесозаводов, ставших после революции работать по 8 часов (а не как ранее — по 10-12), то их доходы были, конечно, меньше, чем у лесорубов — процентов на 10-15. Но и этих денег, полагаю, хватало, чтобы в рождественско-новогодние праздники на их столах появились рекламируемые в газетных объявлениях продукты. _____________________________________________________Предыдущий пост - Дирижабль над Архангельском |
|
Всего комментариев: 0 | |