20:06 Сороковой |
В годы работы на архангельском лесопильно-деревообрабатывающем комбинате имени В.И. Ленина (1984-1998) я множество раз слышал слово «Сороковой» (например, дойти до Сорокового, у Сорокового, остановка на Сороковом), которым называли то место, точнее, тот участок Ленинградского проспекта, где заканчивался ограждавший территорию комбината забор, где была трамвайная остановка и где в зимнее время начиналась пешеходная ледовая переправа на остров Краснофлотский. Поскольку я по рождению соломбалец, то ранее этого слова не слышал. Ибо оно было в обиходе только у местных, то есть третьевских — жителей посёлка ЛДК им. Ленина (ОАО Лесозавод № 3). Конечно, меня не могло не заинтересовать, почему это место так называется. Однако вразумительного ответа так и получил. Даже от проработавших на этом предприятии десятилетия — мол, Сороковой и всё! Совсем недавно я вспомнил о «Сороковом». Это произошло в тот момент, когда просматривал немецкие аэрофотоснимки Архангельска военных лет. На одном из них была запечатлена территория предприятия, причём на снимке отчётливо были видны штабеля приплавленной и поднятой на берег древесины (пиловочника). Решил их (а также свободные подштабельные места) сосчитать... И получилась цифра близкая к 40! Поэтому, видимо, можно полагать, что южная граница территории предприятия давным-давно (наверное, ещё в довоенное время) заканчивалась после сорокового штабеля. Отсюда и пошло название этого места... Удалось найти и более близкий по времени фотоснимок этой части города. Причём на нём можно увидеть не только тот самый «Сороковой» (сразу после забора), но и располагавшиеся ближе штабеля, а дальше часть — Ленинградского проспект и микрорайон Варавино. Датировать же снимок можно 1967-1973 годами, так как именно в те годы были построены на улице Воронина первые девятиэтажные дома ульяновской серии — они хорошо заметны на снимке. Виден и трамвайный состав — два вагона типа «КТМ» производства Усть-Катавского завода имени С.М. Кирова, видимо, одни из последних этой марки работавшие на городских маршрутах. Откуда был сделан этот фотоснимок, догадаться было нетрудно — с одного из огромных козловых кранов производства ГДР, которые поднимали с воды пачки брёвен и укладывали их в штабеля: В заключение остаётся сказать, что сейчас как о «Сороковом», так и о том времени, когда приплавлялось древесины, хватавшей на 40 штабелей, помнят лишь единицы, точнее, ветераны предприятия, преднамеренно загубленного в постперестроечные годы... ______________________________________________________Предыдущий пост - Вспоминая брата... Следующий пост - «Оперативный аэродром Молотовск» |
|
Всего комментариев: 0 | |