Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

11:57
Сперва портер - в Неву, затем купцов - в банкроты

Просмотр хранящихся в областном архиве правительственных циркуляров привёл меня к выводу, что предшествовавший Отечественной войне 1812 года период был похож на нынешний тем, что и тогда правительство России, с одной стороны, вводило ограничения на поставки импортных товаров (вплоть до полного запрета и публичного уничтожения некоторых из них), а с другой, стимулировало и поощряло импортозамещение (о чём я уже писал). Однако у предпринимателей той поры возникали опасения, что вследствие изменчивости и непредсказуемости внешней политики и частой смены европейских союзников, правительство может пойти последним на уступки, отменить запреты на поставки товаров, что для купцов и фабрикантов, вложивших свои средства в создание новых предприятий, будет равносильно катастрофе. Поэтому многие из них, уже вложившиеся, подумывали, как бы без особых потерь заблаговременно всё произведённое, пока есть возможность, распродать, и на этом прекратить дело. А планировавшие открыть какую-нибудь фабрику (например, суконную) вовсе отказывались от своих планов - вдруг в одночасье рынок будет завален дешёвым английским сукном...

Чтобы развеять эти опасения, правительство рассылало по губерниям соответствующие разъяснения, более того - в газетах появлялись анонимные статьи. Так, например, 15 мая 1812 года в газете "Северная Почта" появилась публикация следующего содержания:

Между здешними фабрикантами и купцами, торгующими изделиями Русскими, распространился недавно слух, будто бы изданный на сей год тариф скоро будет отменен и что потому скоро последует и разрешение на привоз сюда всех иностранных товаров. Некоторые из фабрикантов наших, поверя сим слухам, пришли от того уже и в робость. Они заключили, что со ввозом в Россию всех иностранных товаров прекратится продажа изделий отечественных. Посему из числа тех, кои употребили капиталы свои на разные мануфактурные заведения, иные вообразили уже себя, что они должны совершенного ожидать себе раззорения; другие же, располагавшие учреждать заведения вновь, взирая на опасения первых, хотя сами и не знают никакой верой тому причины, впали также в большое недоумение.

Таковым ложным слухам нимало удивляться не должно, сколь оные ни нелепы: ибо всегда и везде есть люди, имеющие в том свои виды, чтобы сплетать подобные небылицы; праздные разносят оные повсюду, а легковерные приемлют все за истину без разбору. Быстрые успехи в усовершенствовании и распространении наших мануфактур в течение последних двух лет, могут, кажется, удостоверить всех и каждого, что Правительство у нас прилагает особенное попечение о благосостоянии фабрик и мануфактур отечественных. Всем довольно известно, и сослаться можно в том на листы Северной Почты, оставляется ли без награды и ободрения кто-либо отличающийся деятельностью своею или успехами в промышленности по сей части? Щадит ли Правительство собственное иждивение на поддержание, заведение и распространение мануфактур? Неужели ж употребив толикие усилия и пожертвования для ободрения мануфактур, Правительство пожелает одним разом все то опять уничтожить? Почему ж думают, что оно разумеет менее свои выгоды нежели занимающиеся промышленностью частные люди? Разные товары запрещаемы были к ввозу в Россию и прежде, когда в том находима была польза Государства. И в мирное время соблюдалось сие одинаковым образом. Сколько Англинских изделий истреблено было на Петербургской бирже в Царствование блаженные памяти Государыни Императрицы Екатерины Вторыя! Сколько Англинского портеру вылито было в Неву, хотя впрочем с Англиею был у нас тогда мир и доброе согласие и торговля продолжалась беспрепятственно! Сколько разных Французских товаров находится в числе запрещенных нынешним тарифом, не взирая на то, что при составлении оного у нас был с Франциею мир!

Из сего должно заключить, что Правительство руководствовалось по сей части всегда некоторыми основательными правилами, и имело в виду некоторую полезную цель, не взирая на мир или войну. И так остается только советовать нашим фабрикантам и содержателям мануфактур, чтоб они, не внимая никаким неприязненным и хитрым внушениям, продолжали по прежнему старания о своих заведениях. Частная польза толь тесно связана с пользою общественною, что одна без другой не может существовать. Весьма желательно потому, чтоб каждый частный человек, помышляя о своих выгодах, столько же усердствовал при том и выгодам общественным, сколько Правительству ищет со своей стороны общую пользу основать на пользах частных порознь. Тогда неблагонамеренные недоброхоты мало находили бы удовольствия рассеивать ложные толки; ибо никто им не поверили бы, а напротив того они повлекли бы оными на себя общее посмеяние. Без сомнения можно быть уверену, что при нынешних ободрениях со стороны Правительства наши изделия скорее будут покупаемы в чужих краях нежели чужеземные произведения будут подрывать наши фабрики.

Вскоре началось вторжение армии Наполеона, и тема импортозамещения перестала быть злободневной. А после завершения войны правительство России пошло навстречу союзникам по антинаполеоновской коалиции и отменило запреты на большинство товаров. К тому же было признано необходимым поддержать приведённую союзниками к власти во Франции династию Бурбонов, а значит, сделать и ей соответствующие уступки. Поэтому под бой победных литавр забыли как о ранее принятых циркулярах, так и о напечатанных в газетах уверениях. А в адрес портовых таможен, в том числе и Архангельской, пришли указания, отменяющие прежние. Что же касается предпринимателей, то те из них, кто, не поверив правительственным уверениям, вовремя свернул производство, по сравнению с их наивными коллегами-банкротами выглядели прозорливыми счастливчиками.

Сметливый купец
______________________________________________________ ______________________________________________________

Предыдущий пост - Грустный юбилей

Следующий пост - "Ударные" методы онежских стражей порядка

Просмотров: 1175 | Добавил: Bannostrov | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: