Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

08:39
Такие разные иностранцы...

Ответить на вопрос, почему ежегодно в мае как в дореволюционный период, так и в советский на улицах Архангельска и Соломбалы появлялось много иностранцев, конечно, нетрудно — в порт, точнее, к причалам лесозаводов один за другим швартовались иностранные суда, приходившие в основном за лесоэкспортными товарами. А сходившие с них на берег матросы пользовались возможностью осмотреть город. Но не только осмотреть, но и отдохнуть — каждый в меру своих представлений, пристрастий и наклонностей. И у многих иностранных моряков была известная интернациональная наклонность — в сторону трактира. О чём свидетельствуют просмотренные мной в областном архиве протоколы архангельской полиции. Особенно много их было составлено в её 3-м отделении — Соломбальском.

Причин тому несколько — рядом множество соломбальских и маймаксанских лесозаводов, где грузились пароходы, стоявшие на якорях на рейде напротив Соломбалы суда и приличное количество трактиров в ней — в основном на Набережной. И ясно, в расчёте на каких посетителей открытых. Причём владельцев питейных заведений не смущал буйный характер многих из них, который имел следующие последствия — выбитые оконные стёкла, разбитая посуда, поломанная мебель. Ибо всё это компенсировалось стоимостью выпитого спиртного.

Протоколы о потасовках и драках — как с местными посетителями трактиров, так с командами других иностранных судов, так и между членами одной команды — составлялись соломбальской полицией практически еженедельно. Причём в одном из протоколов была такая запись: «Задержано с парохода (его название) 9 человек (фамилии) и 5 негров (фамилии)»... Конечно, никаких расистских предубеждений у составителей протокола не было — просто они так привыкли писать...

Что же касается советского периода, то для отдыха иностранных моряков был открыт Интерклуб — в каменном здании, стоявшем на Набережной в районе Поморской улицы. Вот его фотоизображения — как со стороны Набережной (снимок с сайта Старый Архангельск), так и со стороны Северной Двины. Причём с реки здание за счёт уклона выглядело более солидно:

Однако и тогда упомянутые пристрастия иностранных гостей давали о себе знать. О чём, в частности, свидетельствует следующая опубликованная в 1935 году в газете «Правда Севера» заметка:

23 мая вечером в Интернациональный клуб в Архангельске ввалился пьяный кочегар финляндского парохода финляндский подданный Аймо Унович Кивинеми и учинил дебош. Пьяный дебошир ударил одного из посетителей клуба, избил пытавшегося его задержать бригадмильца Жилкина и оказал сопротивление постовому милиционеру Олонцеву. Буян арестован и предан суду.

В другой заметке говорилось:

15 июля матрос английского парохода «Морган Аббей», стоявшего на лесобирже № 23, Фразер Винникумб около 11 часов вечера сошел на берег и хотел направиться в Маймаксу. Часовой охранник потребовал предъявить пропуск для схода на территории СССР или немедленно возвратиться на пароход. В ответ на это Винникумб ударил его. Вслед за этим он все же предъявил пропуск, но само собой разумеется, что после случившегося его отобрали. При этом ему сказали:

— Мы вас не можем пустить, так как вы нарушили порядок и оказали сопротивление стоящему на часах. Извольте вернуться на пароход.

Винникумб вспылил, сказал, что и дальше будет бить часовых и, несмотря на запрещение, пошел в поселок Маймакса и пробыл там несколько часов.

За отказ выполнить запрещение стоявшего на посту часового, нанесение ему удара Винникумб попал под суд. Свои объяснения он делал через переводчика. Он признал себя виновным, отрицая лишь, что ударил часового. Когда же его уличили во лжи, он заявил, что в тот вечер напился, что не сознавал, что с ним и что он делал.

Винникумб приговорен к заключению на один год. В виду того, что он иностранец, недостаточно знакомый с законами СССР, заключение заменено штрафом в 50 рублей.

А содержание третьей, опубликованной в том же году заметки свидетельствует, что иностранные моряки, конечно, были разными, точнее, поступки некоторых из них были достойными подражания:

14 июня грузчик лесобиржи имени Левачева Шошин при спуске с голландского парохода "Винтерсвийк" на стоявшую рядом баржу упал в воду. Немедленно ему была оказана помощь как капитаном судна Карлом Клейломпом, бросившим рабочему спасательный круг, так и матросом с этого парохода П. Симоном. Симон сразу же бросился в воду и спас уже тонувшего Шошина. Управляющий краевой конторой Экспортлеса тов. Макеев выразил благодарность капитану парохода и матросу П. Симону за их деятельное участие в спасении рабочего и направил им благодарственное письмо коллективов рабочих биржи и краевой конторы Экспортлеса.

О геройском поступке 18-летнего матроса Симона сообщено владельцу парохода и в иностранную прессу.

P.S. В здании Интерклуба мне доводилось бывать несколько раз — в середине 1960-х годов на новогодних ёлках. Помню: заходишь — большой зал-фойе, где установлена ель, вокруг которой водились хороводы... Это здание было снесено, видимо, в середине 1970-х, и тогда Интерклуб перебазировался в Соломбалу — в Дом Культуры завода «Красная Кузница». И естественно тогда же на улицах Соломбалы иностранцев стало ещё больше. Но всё это в прошлом — закрыто большинство лесозаводов, количество ранее приходивших к их причалам зарубежных судов по нынешним мерках, видимо, покажется фантастическим. Как и прежнее число иностранных моряков, его трактиры и Интерклуб посещавших... Но зато теперь на улицах города много совсем иного рода иностранцев — обучающихся в архангельских ВУЗах студентов...

______________________________________________________ ______________________________________________________

Предыдущий пост - Позор продолжается...

Следующий пост - Наглый экскурсант

Просмотров: 733 | Добавил: Bannostrov | Теги: Фотолетопись Архангельска, История Соломбалы, История Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: