15:07 Театр, Яков Лейн и «слуги народа» |
О судьбе архангельского дореволюционного театра я недавно рассказывал дважды. Ибо в 1915 году сначала городская дума проголосовала за сдачу разрушающегося здания под рыбный склад, а затем — когда предприниматель отказался арендовать — городские власти решили его снести. Эти события происходили на глазах Якова Львовича Лейна, который в том году руководил труппой летнего театра, располагавшегося в Гагаринском сквере (ныне Петровский парк). Будучи актёром, режиссёром и театральным педагогом, служившим в храмах Мельпомены многих крупных российских городов, он, конечно, с горечью взирал на происходившее — нигде в России ничего более головотяпского и одновременно позорного он не видел. Поэтому не удержался и написал обращение в городскую думу Архангельска. Но прежде чем взяться за перо, Лейн предварительно навёл справки о заседавших в гордуме «слугах народа». А гласными (депутатами) за незначительным исключением были местные купцы и им равные по капиталу лица, которые избрались в думу в основном с одной целью — направить бюджетные потоки в «нужном» направлении. Осознав, что ни усовестить их, ни сагитировать (без обещания весомой для них выгоды) на постройку нового театрального здания не удастся, Яков Львович в своём обращении попытался заинтересовать их грядущей прибылью. И поэтому предложил возвести не просто театр, а то, что ныне называется ТРЦ — торгово-развлекательный центр, понятно, с театральным залом. Вот как он об этом писал:
Истекшее лето я прожил в Архангельске, руководя театральным предприятием П.К. Минаева и, в качестве руководителя имел возможность ознакомиться с той огромной потребностью в театре, которая назрела среди обывателей Архангельска.
Однако архангельские «слуги народа» и власти оказались хуже даже самых патентованных скептиков. И, конечно, пионерами не стали. Да и разве можно было надеяться, что те, кто десятилетиями не выделял деньги на ремонт здания театра, вдруг раскошелится на новый проект, прибыль от которого в отличие от привычной им торговли не могла быть быстрой и сразу же в кармане ощутимой. Посему обращение Якова Лейна гордума единогласно «приняла к сведению». Хуже того — в следующем году большинство гласных гордумы проголосовало за запрет представлений в летнем театре. Как, впрочем и других культмероприятий в Гагаринском сквере. Ибо на том настояло руководство местной епархии, посчитавшее, что близкое соседство храма Мельпомены (пусть и только летнего) и церковного храма — кафедрального собора — недопустимо и нетерпимо. И одновременно добилось выделения средств на ремонт и строительство культовых зданий. За этот пункт «отцы города» и «слуги народа» проголосовали охотно — надо же было где и как-то замаливать свои грехи (см. «Фабрика ангелов»). Что же касается нового здания архангельского театра, то оно было построено только после революции, то есть тогда, когда появились совсем другие пионеры, которым тоже был нужен свой театр. Поэтому в середине 1930-х годов в Архангельске было уже три театра — Большой (ныне драматический), юного зрителя (ТЮЗ) и музыкальной комедии. И вполне возможно, что о начале строительства первого из них Яков Львович Лейн (впоследствии режиссёр Волковского театра Ярославля) узнать успел, ибо в справочной литературе дата его ухода указана так: «после 1928 года»... ______________________________________________________Предыдущий пост - «Горючий» человек Следующий пост - Кормили нахлебников, а не себя... |
|
Всего комментариев: 0 | |