Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

14:08
Универсальная затычка

О крайне неприязненных, даже враждебных взаимоотношениях между редактором архангельской газеты «Северное Утро» Максимом Леоновым и журналистом Александром Дедковым я уже дважды рассказывал. Первый раз в статье Преждевременный некролог, а второй — в сообщении Леонов и Дедков: общая полемика и общая которое дополняло газетную публикацию. В которой говорилось о том, как молодой журналист уличил маститого редактора, писавшего под псевдонимом Макисим Горемыка, в публикации непроверенных сведений о смерти Максима Горького. И в которой, кстати, есть такие мои слова: Но на этот раз впервые Леонов промолчал, так как ему просто нечем было крыть...

Однако я ошибся, так как в то время не располагал полной подшивкой газеты «Северное Утро» за 1919 год. С отсутствующими в ней номерами ознакомился лишь на днях, и в номере за 3 сентября нашёл статью под названием «Универсальная затычка». В ней говорится:

Лет десять тому назад читал я тощую брошюрку народного поэта Ожегова, и из всех стихов, помещенных там, одно мне врезалось в память, и я его помню до сего дня: ней говорится:

Что за люди злого века,
Мелочные торгаши,
Не понять вам человека,
Не понять его души!..

В этом стихотворении поэт назвал «мелочными торгашами» ту макулатурную рвань, которая, обтрепав подметки башмаков о пороги многих редакций, находит достойное место, как пиявка присасывается к святому делу печати и начинает торговать строчками.

Для таких «писателей» направление газеты безразлично. Им все равно, лишь бы хорошо платили. Но потом, когда они видят низкие поклоны редакционного сторожа и предупредительное рукопожатие конторщицы, они перестают довольствоваться только платой и ищут путей к славе. В провинции это очень легко. Стоит только пристегивать себя, сообразуясь с моментом, к каждому делу, имеющему общественное значение. В Архангельске очень мало газетных работников, и поэтому борзописцы здесь не только скоро успевают в своих намерениях, но и еще пользуются «популярностью» среди населения.

В данном случае оригинальной популярностью менять свои убеждения за деньги пользуется один из сотрудников газеты «Возрождение Севера». Я не буду называть его фамилии, потому что я вообще враг полемики, особенно в наши дни, когда каждая строка должна быть посвящена одному общему делу — спасению родины. Я не скажу, кто он, еще и потому, что и слава не каждому человеку на пользу. Лет семь тому назад этот молодой человек зашел в редакцию копеечного журнала в Москве на Домниковской улице и потребовал напечатывания своих стихов. Я принимал участие в редактировании журнала, и мы, члены редакции, принимая во внимание. что нашему, хоть и копеечному журналу не к лицу печатать черносотенные стихи, отдали их нашей поварихе для ее надобностей... Это была первая встреча с молодым человеком.

Второй раз я встретил его в Архангельске в качестве борзописца в кадетской газете. Он так и подписывал свои стихи: Борзописец. Обладая недурной памятью, привожу образец стихов г. Борзописца, напетанных в 1916 году в газете «Архангельск»:

Слишком год вагон с крупчаткою,
С белой мучкой, сдобной, сладкою,
До Архангельска шагал.
А другой вагон с приборами,
Люд смущает разговорами.

После «разговоров с вагонами» молодой человек перекочевал в газету «Воля Севера» — орган социалистов-революционеров. Позднее он принимает участие в «Архангельских Известиях Совета Депутатов». Еще позднее он со страниц редактируемой им газеты «Анархист» вопит : «Долой Учредительное Собрание!» Но, видимо, получив прибавку к жалованию в «Воле Севера», меняет свой тон на более любезное отношение и ратует за членов Учредительного Собрания от Архангельской губернии. Теперь вижу его выступающим в качестве скверного адвоката в защите Максима Горького в «Возрождении Севера».

Подумайте, какой большой политический стаж прошел человек, и вам будет понятна известная русская пословица:

— В каждой бочке гвоздь! — Не человек, а универсальная затычка.

Статья Максима Горемыки, напечатанная несколько дней тому назад в «Северном Утре», была не ругательной статьей по отношению к безусловно большому русскому писателю, но, может быть, за деньги продавшемуся человеку; суждением, на которое имел право автор статьи, во-первых, потому что русский человек, во-вторых, потому что он старый журналист, и, в-третьих, потому что он знает М. Горького, и когда-то имел с ним переписку. Максим Горький грубоватый человек, если бы он встретился со своим непрошенным защитником, то он, вероятно, побил бы его.

Мы понимаем положение редакции «Возрождения Севера», заявившей недавно о нежелании беседовать с нами, как с людьми «политически неразвитыми» (где уж нам!), но и выпускать первым номером циркового клоуна, судить о вопросе, интересующем все население почтенной газете не пристало бы.

Я, например, человек «маленький» в газете, фельетонист только, и то смотрю на гг. Борзописцев, как на надоедливых болотных комаров...

Под этой статьёй — подпись: Шуба. И я пока не могу сказать, кто был её автором в действительности: либо сам Максим Леонов, либо сотрудник газеты Георгий Виллиам. А может быть, и известный в будущем советский писатель Леонид Леонов, часто печатавшийся в отцовской газете. Надеюсь, что выясню.

Впрочем, кто ни был автором это полемической статьи, её содержание свидетельствует, что Леонов и Дедков, как говорится, не переносили один другого на дух. И наоборот. Но судьба порой делает парадоксальные кульбиты, и в результате одного из них и Максим Леонов, и Александр Дедков после изгнания белых и интервентов стали работать в одной газете — губернской большевистской: первый — заведующим конторой редакции, второй — ответственным секретарём. Получается, что большевики, которых они не с меньшей яростью, чем друг друга, совсем недавно обличали, косвенно и, не желая того, их помирили и побудили делать общее с ними дело — строительство новой страны...

P.S. Недавно в Архангельске в связи с новопридуманным Днём печати состоялось очередное награждение пишущих и вещающих с телеэкрана. Зрелище нерадостное — как сказал человек, который был напрямую в прошлом году причастен к награждению: Выбирать не из кого... Ибо прошло то время, когда трудность выбора была совсем в ином — ярких журналистов было немерено. Да, так было и в советское время, и ранее — в годы хотя и враждовавших, но талантливых редакторов и журналистов. Лучших выбирали из лучших. А теперь, как говорится, на безрыбье и рак рыба. Видимо, поэтому ныне в числе награждённых оказался руководитель местной радиотелекомпании — событие ранее, особенно в советское время, невозможное. По многим причинам, начиная с этической. Впрочем, чему теперь удивляться, если «Достоянием Севера» недавно стал бывший функционер партии «Единая Россия», а ныне руководитель областной общественной палаты, от которой населению региона толку столько же, как от козла молока...

______________________________________________________

Предыдущий пост - Архангельск — 1958

Следующий пост - Многопартийность по-верхнетоемски

Просмотров: 589 | Добавил: Bannostrov | Теги: История прессы Севера, История края, История Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: