15:59 В 1965-ом, на Каргопогорской |
Вновь посетив сайт История России в фотографиях, сегодня знакомлю со снимками, сделанными классиком советской фотожурналистики Всеволодом Сергеевичем Тарасевичем (1919—1998) на строительстве железной дороги Архангельск — Лешуконское в 1965 году. Первоначально эту дорогу планировалось проложить до вышеупомянутого села, но на деле конечной её станцией оказались Карпогоры. Поэтому данную железнодорожную линию давным-давно называют «Карпогорской». Однако об этом в 1965 году её строители, понятно, знать не могли. Начну знакомить со снимков, сделанных с борта вертолёта: В конце 1970-х и начале 1980-х годов мне в запечатлённых местах доводилось бывать в командировках, поэтому я без труда определил, где была сфотографирована прорубленная в лесах трасса будущей железной дороги — в районе Луковецкого и немного ближе к Архангельску. Так, на третьем и четвёртом снимках хорошо в разных масштабах заметен временный посёлок, возведённый вблизи домов небольшой деревеньки бывшего Кеницкого сельсовета. Здесь — на будущей станции Кеницы, как и в аналогичном Луковецком посёлке, жили рабочие двух строительных организаций - одни строили дорогу, другие объекты и постоянные посёлки Луковецкого леспромхоза. Причём если рядом с одноимённым были возведены основные объекты этого предприятия, то на станции Кеницы — его подразделение — Вождеромский лесопункт со своим нижним складом и железнодорожными путями, где производилась погрузка брёвен в вагоны. Что же касается здешнего посёлка, то в указанные выше годы я застал только три и четыре стандартных двухэтажных деревянных дома, уже частично заселённых. Их можно рассмотреть на спутниковых снимках. Там же показаны секторы, попавшие в объектив фотоаппарата Тарасевича: Возвращаясь к снятым с вертолёта снимкам, прошу обратить внимание, что вокруг временного посёлка и вообще нигде нет заборов с колючей проволокой и наблюдательных вышек со стрелками. Почему об этом пишу? — Да потому что на рубеже 1980-1990-х местные ельциноголовые писаки и горе-тележурналиты всерьёз утверждали, что карпогорская дорога и посёлки на ней были построены заключёнными. И читатели, и телезрители этому верили, несмотря на то, что в доказательство не приводилось никаких архивных документов. Как верили всякой другой бредовой антисоветчине, которой наряду с телевидением особенно грешили газеты «Архангельск» и «Северный комсомолец». Да и районные газеты. Причём настолько, что любой другой взгляд, любое присланное в редакции опровержение просто-напросто игнорировались (как, впрочем, и сейчас). Прошло время, и теперь авторы подобных публикаций и телесюжетов и редакторы (те, что дожили до наших дней), понятно, где — в числе записных «патриотов». Что, конечно, неудивительно... Шансов на то, что они увидят или захотят посмотреть снимки 1965 года и узнать, кто в действительности строил дорогу и посёлки, нет. Но все остальные для этого могут зайти на упомянутый сайт или здесь посмотреть часть фотографий, заимствованных с него: В заключение замечу, что в годы командировок я успел застать в Луковецком ещё остававшиеся щитовые дома 1965 года постройки. Однако общий вид посёлка уже в 1970-х был таким, как на современных, заимствованных ВКонтакте фотоснимках: ______________________________________________________Предыдущий пост - 50 лет назад var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } } |
|
Всего комментариев: 0 | |