Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

17:33
Вал Глазенапа

В книге «История Архангельского порта» её автор — Степан Фёдорович Огородников — в частности, писал:

Так как главное неудобство Архангельского адмиралтейства в естественном отношении, равно и Соломбалы, заключалась в ежегодном покрытии их весеннею водою, при вскрытии от льда Двины, то для сохранения адмиралтейства и самого селения от ледохода, Б.А. Глазенап пришёл к счастливой мысли оградить берега Двины, Кузнечихи и Курьи насыпным валом, материалом для которого кроме песчаного балласта, привозящегося ежегодно на иностранных кораблях, с успехом мог служить грунт, вынимаемый для углубления рек Соломбалки и Курьи. Сделанные в 1859 г. измерения показали, что длина вала, необходимого для защиты селения, должна быть немного более 4 т. саж. Наибольшая же высота его по нивеллировке должна достигать 13 ф., но таких низменных мест оказалось очень немного; средняя же высота вала предполагалась в 10 фут.

Подобный вал начали возводить в том же 1859 г. по берегу Кузнечихи против дома главного командира и лесного адмиралтейства. Средняя его высота до 5 ф. Вал этот вскоре показал всю всю целесообразность его устройства, и служит поныне хорошею защитою для Банного острова от ледохода...

Следует пояснить, что эта книга была издана в 1875 году, а моё детство на Банном острове прошло в 1960-е. И моё поколение, видимо, является последним, помнящим настоящие соломбальские наводнения (последнее — в 1966-ом). И кстати последним, слышавшим словосочетание «Вал Глазенапа».

Что такое или кто такой «Глазенап» было загадкой, и на мой соответствующий вопрос вразумительного ответа я тогда так и не получил. А вот что такое «вал», конечно, было понятно. И не только понятно — его остатки можно было не только видеть, но и по ним ходить.

Заметны они и на фрагменте немецкого аэрофотоснимка Соломбалы 1942 года. Правда, только правее насыпи Кузнечевского моста. Наибольшая высота вала была там, где на снимок нанесены надписи. Именно там (чуть правее буквы F) соломбальцами были устроены незатопляемые паводками погреба. А левее насыпи моста о вале уже почти ничего не напоминало (ещё в конце позапрошлого века при устройстве лесной биржи лесозавода Макарова территория была выровнена). Хотя, если приглядеться, кое-какие следы от него рассмотреть можно:

На другом фрагменте показано примерное расположение защитного вала:

Остатки вала можно разглядеть и на фотоснимке 1970-х годов:

И на моём снмке 2013 года:

А также на фотографии 1883 года. На ней перед бывшим губернаторским домом можно разглядеть вал с забитыми в него брёвнами-ледорезами:

Что же касается того, кто такой Глазенап, то я узнал об архангельском военном губернаторе и главном командире значительно позже — в дни работы с архивными документами. А затем о немного сообщил на одной из страниц этого сайта — Глазенапы и Архангельск

______________________________________________________

Предыдущий пост - Соль под видом балласта

Следующий пост - Вал и наводнение 1881-го

Просмотров: 424 | Добавил: Bannostrov | Теги: Фотолетопись Архангельска, История Архангельска, История Соломбалы, Фотолетопись Соломбалы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: