Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

18:05
Варакин и национализация

Поскольку вопрос, кому принадлежал пароход «Первянин» (о котором речь шла вчера) заинтересовал не только меня, сегодня пришлось просмотреть свои давнишние архивные выписки. И найти среди них список архангельских судовладельцев по состоянию на 25 марта 1920 года. Он таков:

1. Северное Пароходное общество, 2. Братья Володины, 3. Общество Енисей, 4. Товарищество Беззубиковых, 5. Трескин и Компания, 6. Торговый Дом Данишевских, 7. Архангельское Акционерное Общество Лёгкого Пароходства, 8. Постников и Бугаев, 9. Абакумов и Мельников, 10. Бурков И.И., 11. Вальков Е.С., 12. Беляевский Я.А., 13. Воронцов Я.Е., 14. Куликов К., 15. Шириков А.М., 16. Фабриканта Печатника, 17. Григорьев Я., 18. Горталов, 19. Леви, 20. Витт, 21. Ившин, 22. Беляков, 23. Чебаевский, 24. Русанов, 25. Ренквист, 26. Варакин, 27. Вешняков

Как видите, в списке фигурирует пароходовладелец Варакин, а именно такую фамилию в 1866 году имели семь семей жителей Первой Соломбальской деревни. Правда, в ней были и жители с фамилией Володин, но упомянутые в списке братья Володины кроме пароходов владели лесозаводом и пристанью и вряд ли одного из них в газетной заметке назвали бы «мужичком».

Что-либо дополнительно о предполагаемом перво-соломбальском пароходовладельце Варакине (в том числе имя и отчество) пока не узнал. Заглянул в «Поморский мемориал» (вдруг частно-капиталистическое прошлое сказалось на нём, например, в 1937 году), но в списках пострадавших от репрессий он не значится. Правда, его фамилию всё же встретил, да не где-нибудь, а в числе подписавших телеграмму в адрес Совнаркома РСФСР. Но об этом после цитирования декрета о национализации флота, подписанного В.И. Лениным:

Совет Народных Комиссаров постановляет:

1. Объявить общенациональной неделимой собственностью Советской республики судоходные предприятия, принадлежащие акционерным обществам, паевым товариществам, торговым домам и единоличным крупным предпринимателям, владеющими морскими и речными судами всех типов, служащими для перевозки грузов и пассажиров, со всем движимым и недвижимым имуществом, активами и пассивами таких предприятий.

2. В собственность республики не переходят суда, служащие для мелкого промысла, дающие владельцам лишь средства для нормальной жизни, принадлежащие к мелким предприятиям, основанным на трудовых артельных началах, суда китобойных, рыболовных, лоцманских обществ, городских самоуправлений, а также все суда неприспособленные для перевозки грузов и пассажиров за исключением того случая, если они принадлежат акционерному предприятию.

Этот декрет в архангельских газетах был опубликован в феврале 1918 года, а спустя два месяца — 16 апреля — в Совнарком была отправлена телеграмма, в которой, в частности, сообщалось:

Декрет о национализации флота проводится в Архангельске с нарушением правил и постановлений об управлении национализированными предприятиями... У власти по заведыванию национализированным флотом стали люди без достаточной практической подготовки для управления столь важной отраслью народного хозяйства, наиболее опытный служебный персонал частью уволен, частью получил иное назначение... Преследуя цель сохранения транспорта, имеющего первенствующее значение в местном крае, просим срочно или устранить создавшееся положение, или восстановить аппарат каждого отдельного предприятия в лице устраненных распорядителей, предоставив им распорядительные функции. Более подробную записку посылаем.

Поверенный Общества Енисей Старцев, Председатель Правления Северного Пароходства Беляевский, Товарищества Братьев Володиных директор Володин, поверенный Братьев Постниковых Бугаев, доверенный Торгового Дома Беззубиковых Щербаков, Председатель Комитета судовладельцев Шириков, доверенный Товарищества Сев. Двинского пароходства Троцкий, пароходовладелец Чудинов, пароходовладелец Варакин.

Своё беспокойство по поводу происходящего в те же дни выразили председатель исполкома губернского Совета Андрей Попов и его заместитель Яков Тимме. В их обращении ко всем уездным и волостным Советам Архангельской губернии говорилось:

В последнее время со всех концов Северо-Двинского бассейна поступают тревожные известия, что местные Советы и волостные сходы снимают с пароходов команды и служащих по обстановке рек и заменяют их вернувшимися из частей войск солдатами, зачастую незнакомыми с судоходным делом. Но это замещение без вреда для судоходства может быть проведено только теми органами, которым вверено дело судоходства, а отнюдь не местным Советам и волостным сходам, далеким от судоходного дела и неответственным за него.

Губернский Исполнительный Комитет Советов предлагает всем местным Советам и организациям воздержаться от самовольного снятия с судов команд.

Аналогичного содержания информация была отправлена Поповым и Тимме в Москву. И там после изучения как её, так и вышепроцитированной телеграммы (да и других сигналов с мест) незамедлительно сделали выводы, нашедшие отражение в правительственных постановлениях. Например, в следующем, подписанном Лениным 24 апреля 1918 года:

Наливной флот в настоящую навигацию остается под управлением прежних владельцев. Предлагаем немедленно передать местным конторам прежних владельцев национализированные наливные суда, баржи, также береговые сооружения, ремонтные мастерские, буксирные пароходы и все необходимое оборудование. Избранные на местах деловые коллегии могут иметь лишь контрольные функции, не вмешиваясь в управление предприятиями...

Похожие по содержанию документы стали издавать и на местах, в частности, в Архангельске, где 16 мая коллегия по национализации флота постановила:

Освободить от национализации моторные суда Торгового Дома Беззубиковых, которым вменена в обязанность не приостанавливать их эксплуатацию и использовать их наибольшей мере.

Вскоре извещение с написанным как под копирку текстом получил и пароходовладелец Варакин.

Полностью декрет о национализации флота на территории Северной области был отменён в августе 1918 года — уже белыми властями. Но от этого многим пароходовладельцам вряд ли стало легче, так как большинство морских и речных судов тут же было реквизировано для военных целей.

А весной 1920-го — с приходом красных и восстановлением Советской власти — опять национализация. Однако вскоре началась «новая экономическая политика» — НЭП, поэтому некоторым средним и мелким пароходовладельцам, в том числе Варакину, вновь вернули суда.

_____________________________________________________

Предыдущий пост - И по Соломбалке ходил пароход

Просмотров: 280 | Добавил: Bannostrov | Теги: История Архангельска, Фотолетопись Архангельска, Фотолетопись Соломбалы, История Соломбалы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: