4 декабря прошлого года я рассказал о состоявшемся в мае 1913 года визите русского царя Николая II в Берлин. Как сообщали тогда газеты, пребывание в германской столице началось с того, что «Государь облобызался с императором Вильгельмом». А всего лишь через год Николай II и им облобызанный германский император стали заклятыми врагами и по этой причине бросили в топку Первой мировой войны миллионы своих подданных. Что же касается газет и журналов, то периодика тех лет в миг заполнилась соответственно антирусскими и антинемецкими публикациями и карикатурами. Более того, началась шпиономания — германских шпионов искали везде — от столицы до окраин. Понятно, не остался в стороне и Архангельск. Причём немецких шпионов в нём искали и находили не только местные их разоблачители, но и столичные. Так, в августе 1915 года в «Петроградском Курьере» была напечатана следующая разоблачительная статья:
Немецкое засилье, глубоко и широко пустившее корни в русской жизни, не миновало и Север. Архангельск, как центр, как столица необъятного Северного края, еще задолго до войны был бескровно завоеван немцами, забравшими в свои руки всё и вся, внедрившимися положительно во все поры экономической, общественной и административной жизни.
Кому на русском Севере, вообще, и в Архангельске, в частности, принадлежали до войны самые крупные торгово-промышленные предприятия? — Немцам.
Кто богател на лесном, рыбном, зверином и других промыслах? — Немцы.
В чьих руках находился, да и сейчас еще фактически находится беломорско-двинский коммерческий флот? — В немецких.
Кто являются действительными, а не фиктивными хозяевами, акционерами, пайщиками и руководителями всяких комиссионных, посреднических обществ и банкирских контор в крае? — Немцы.
Кому принадлежат лучшие дома в Архангельске? — Немцам.
Кто стоял во главе краевой администрации до войны? — Немец.
А кто сейчас, во время самого разгара войны с немцами, занимает кресло архангельского лорд-мэра? — Немец.
Словом — везде немцы, немцы и немцы!
Кто раньше жил на Русском Севере, тот, попав туда сейчас и оглядываясь вокруг, с болью и грустью должен констатировать, что там все обстоит по-старому: столица Севера — Архангельск — как прежде, так и теперь, остается гнездом тевтонского засилья. Разница, ничего не меняющая по существу, заключается лишь в том, что в настоящее время в этом гнезде находятся немцы только ... «русскими».
Для таких «русских» немцев, свивших себе гнездо в самом сердце северной России, характерно то, что одно время - в первый период войны - среди них находился друг и сподвижник казненного предателя и изменника, подполковника Мясоедова, — бывший вице-директор департамента полиции, ныне приговоренный за шпионство к восьмилетней каторге действительный статский советник Отто Генрихович Фрейнат.
Этот патентованный шпион кайзера состоял членом правления «русского» правления общества «Вальдгоф» и «русского» Северо-Западного пароходства, имеющих в Архангельске свои отделения.
Ввиду того, что акционерами означенных предприятий чалились германские подданные, и работали эти предприятия на немецкие капиталы, в начале войны с Германией правительством было решено общества эти закрыть и их имущество конфисковать.
В этот-то критический момент и появился в Архангельске на помощь местным немцам член правления обреченных на конфискацию тевтонских предприятий на русском Севере Отто Генрихович Фрейнат.
Короче говоря, после поездки этого превосходительного германского шпиона в гнездо немецкого засилья на наш Север, петроградские «сферы» коренным образом изменили свое первоначальное отношение к немецкой беломорско-балтийско-двинской пароходной линии.
И как ни странно, но означенное немецкое предприятие благополучно существует, и его пароходы по сие время бороздят воды С. Двины и Белого моря.
Живущие в Архангельске на правах русских граждан немцы всячески стараются использовать свое положение, так или иначе послужить любезному их сердцу «фатерлянду».
Вот наиболее яркий и разительный пример такой службы немцев во вред русскому народу. Пассажирское и грузовое движение беломорско-двинских пароходств увеличилось на много раз против предыдущих навигаций. Надо еще знать, что главный контингент пассажиров составляют прибывающие сюда для снискания себе насущного куска хлеба несчастные беженцы из разоренных тевтонскими полчищами западных местностей. Вместо того, чтобы облегчить участь жертв тевтонского нашествия, беломорско-двинские пароходства решили отобрать у несчастного люда и то последнее, что удалось ему спасти от немцев, — содрать с него шкуру, повысив тарифные ставки за проезд на 75 процентов!
Этот грабеж — именно грабеж! — русского обездоленного люда нельзя объяснить ничем иным, как только тем, что северные пароходства находятся всецело во власти людей, которые, как и шпион Фрейнат, русские лишь по паспорту, а по своей природе, по своим разбойничьим наклонностям, — чистокровные подлинные тевтоны.
Одним из таких «новорожденных» сомнительного свойства предприятий являются, между прочим, «Акционерное Балтийское торговое общество», архангельским представителем которого состоит лицо, носящее не только сугубо, но сенсационно-злободневную немецкую фамилию.
Кто не знает, — это всему миу известно, - что немецкий генерал Сандерс с самого начала войны руководит вооруженными силами враждебной нам Турции, но немногие еще знают, что другой Сандерс, родственник первого, как утверждает стоустная молва, спокойно, открыто живет в столице Русского Севера, обделывая «торговые дела» акционерного Балтийского общества!
Этот обнаглевший, отъевшийся на русских хлебах немец и, видимо, годящийся тем, что он носит одну фамилию с германо-русским генералом, прибил к парадной двери своей квартиры (Поморская, 23) массивную медную «визитную карточку», на которой крупными буквами (по-русски и по-немецки) начертано:
ВИЛЬГЕЛЬМ ГЕРОНДОВИЧ САНДЕРС
И русские люди, проходящие мимо квартиры живущего в Архангельске носителя фамилии главнокомандующего турецких орд, мучительно больно чувствует, что с медной доски на них смотрит надменная, самодовольная физиономия самого настоящего, самого подлинного немца, нагло показывающего им свой отвратительный язык — язык торжествующего, глумящегося тевтона, который отлично сознает, что пока с него не сорвана тога русского подданного, до тех пор он неуязвим.
А такими тевтонами, задрапированными в тогу подданства, как плевелами, засорен весь Русский Север, который, ввиду его первостепенного значения, обуславливаемого обстоятельствами военного времени, необходимо в первую голову, и при этом безотлагательно, самым решительным, самым радикальным образом очистить от этих зловредных и злокачественных плевелов, имя которых — немцы.
Комментируя процитированную статью, замечу, что упомянутый в ней Сандерс по национальности был не немцем, а голландцем. Но даже если в Сандерсе текло хотя бы немного германской крови, то всё равно он был бы немцем в меньшей степени, чем тот же родственник Вильгельма — Николай Второй (русский на 1/128, немец — на 63/64). А об его супруге я уж не говорю. Так что единственное, что, видимо, нельзя ставить под сомнение в данной статье, это фразу: везде немцы, немцы и немцы! Начиная с царского трона...
______________________________________________________
______________________________________________________
Предыдущий пост -
10-копеечный долг и его последствия
Следующий пост -
От статьи пострадавший
|