Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

18:53
Вокруг площади Терёхина

Поскольку в предыдущем сообщении мной был упомянуты площадь Терёхина и примыкавший к ней Соломбальский рынок, сегодня привожу фотоснимок начала 1960-х годов, на котором они запечатлены:

В крайней левой части снимка достаточно неплохо видно стоявшее по улице Терёхина (сейчас этот её участок — улица Беломорской флотилии) здание, на первом этаже которого располагался магазин игрушек. Там он находился в годы моего детства. А значительно ранее там был магазин Товарищества братьев Александровых. Он же, дом Александрова — на следующих двух снимках, сделанных с площади и со стороны Двины:

На обоих фото заметен угол здания, стоявшего на площади и называвшего Галдареей. В нём размещались три магазина: со стороны площади — посудный (стеклянная, фаянсовая, фарфоровая, эмалированная, оцинкованная различного предназначения и размеров посуда), со стороны рынка — хозяйственный магазин (обои, краски, бытовая химия и прочее), а в левой торцовой части, то есть у входа на рынок — книжный, в котором я бывал несчётное количество раз.

Левее Галдареи на первом снимке за невысоким забором видны рыночные торговые ряды, ещё левее — входная арка. За ней — три торговых строения. В первом (у самого входа на рынок) продавались напитки и соки. Во втором или третьем (точно не помню) находилась кулинария, где за 5-12 копеек можно было купить сдобный рогалик, коржик или пирожное с начинкой.

В крайней правой части снимка видна бетонная трансформаторная будка, которая хорошо заметна на фотографии 1970-х годов:

Левее её — киоск, в котором можно было купить мороженое. За 14-17 копеек — пломбир и сливочное, в вафельных стаканчиках. Цена разная, так как мороженщица по вашему желанию могла взвесить или сто грамм, иди двести. А могла и продать эскимо на палочке — за 13 или 20 копеек.

Киоск стоял подле единственного сохранившегося на площади до наших дней здания, в правой части первого этажа которого в 1950-1970-х годах располагался гастроном, в правой — его мясо-рыбный отдел. В середине фасадной части здания — вход на второй этаж. Сразу же за входными дверями рядом с лестничным маршем — чулочно-носочный киоск. Весь второй этаж занимал промтоварный магазин, в котором в конце августа 1963-го я, без пяти минут первоклассник, был одет с ног до головы. Запомнил этот день, потому что в детстве не любил ходить по магазинам и что-то примерять. А тут пришлось примерять больше часа — от ботинок до кепки. И, конечно, что-то мне по размеру не подходило, что-то мне не нравилось — например, цвет — мол, девчачий (красного или жёлтого цвета куртку тогда не надел бы ни один мальчишка).

По довоенной привычке всё это здание называли «Большим Гортом» и в бездефицитные 1960-годы в нём можно было отовариться всем, что пожелаешь. В гастрономо-бакалейном отделе — лимонами (1 руб. 80 коп. килограмм), апельсинами, кедровыми орехами, различными конфетами, шоколадом, мармеладом, чаем, сгущённым молоком, печеньем, сушками, баранками, баночными вареньем и соком манго... В мясо-рыбном — ливерной колбасой за 20 копеек килограмм, которую, как и бросовые (как считали тогда) сорта рыбы — ставриду и скумбрию, покупали для кошек. Солёная треска из бочек, как помню, стоила 44 или 48 копеек за килограмм, палтус, зубатка — немногим дороже. Но главным отличием от наших дней были не цены, а запах — от натуральных продуктов — копчёных трески и колбас, буженины и других. Он заполнял всё пространство отдела и вырывался через постоянно открывающиеся двери на улицу. Такого запаха от нынешних, содержащих Е-добавки и красители, картонно-крахмальных колбас теперь не почувствуешь...

Понятно, натуральными были и продукты, продававшиеся на рынке. По младости лет в 1960-е годы я не был частым посетителем его торговых рядов (чаще подбегал к самому первому, где за 10 копеек можно было, подставив карман, купить стакан жареных семечек). Но тем не менее запомнил молочниц-колхозниц пригородных деревень. Как они в полученных в конторе рынка белых халатах и передниках черпали из бидонов молоко специальными мерными, с длинными вертикальными ручками, литровыми стаканами из нержавейки, там же выданными. Помню, как другие кукурузницы (жительницы ближайших островов) продавали картофель — на весах с применением гирь. Причём картошка продавалась не килограммами, ибо с давних времён использовалась другая единица измерения, называвшаяся «вес». Например, покупатель говорил: «Мне два веса». Это означало, что ему нужно четыре килограмма картошки.

В весеннее время рядом с южанками-продавщицами семечек располагались продавцы семян — на прилавках появлялись ряды мешочков со вставленными в них картонками или фанерками, а на них — ляпистые изображения цветов и овощей. А однажды на рынке своим вином — «Солнцедаром» — торговал какой-то южный винодельческий колхоз. Спиртное продавали на разлив, прямо из бочек и по копеечной цене. Поэтому желающих продегустировать (и не только) было предостаточно. Причём бочки стояли недалеко от входной арки, поэтому там часто собиралась долго не расходившаяся толпа. Присутствие в ней людей в непотребном виде, конечно, вызывало жалобы как со стороны торгующих, так и покупателей. По этой причине дирекция рынка вскоре дальнейшую продажу вина запретила, и остатки вина раздавались чуть ли не даром...

Представление о том, как выглядел Соломбальский рынок не в 1960-е годы, а столетие назад, даёт заимствованный из альбома «Архангельск — век минувший» фотоснимок 1920-х. Но он был сделан не стороны площади, а сбоку:

Чтобы сориентировать, привожу фрагмент немецкого аэрофотоснимка 1943 года, на котором буквой А помечено место, где стоял фотограф, цифрами: 2 — дом Александрова, 3 — бывшее приходское училище (затем музыкальная школа), 4 — милиция, 5 — памятник Ленину, 6 — Галдарея, 7 — торговые ряды, 8 — трамвайный путь. А цифрой 9 помечен след, остававшийся от рельсового пути, который шёл от Двины из военного порта и на площади примыкал к трамвайному.

На плане Соломбалы тех же 1920-х годов мною красными линиями показано, где в то время пролегали трамвайные пути, по которым осуществлялись как пассажирские, так и грузоперевозки:

В заключение — ещё два заимствованных снимка — 1930-х и 1970-хгодов. Фотограф, запечатлевший улицу Левачева и частично площадь Терёхина, находился на крыше вышеупомянутой Галдареи:

На фото второй половины 1970-х видны и площадь, и частично рынок. А вот Галдарея к тому времени уже была снесена, и на её месте стоял временный торговый павильон:

_____________________________________________________

Предыдущий пост - Корзинных дел мастер

Просмотров: 168 | Добавил: Bannostrov | Теги: История Архангельска, Фотолетопись Архангельска, История Соломбалы, Фотолетопись Соломбалы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0