Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

18:50
Вышка над Соломбалой

15 октября 2019 года пост под названием «Funkmast над Соломбалой» я начал следующими абзацами и фотоснимками:

На следующем снимке военной поры, заимствованном у Александра Меньшикова, запечатлены быки (опоры) недостроенного Кузнечевского моста и за рекой Кузнечихой — Соломбала. Причём на данной фотографии нельзя не заметить возвышающееся, построенное ещё до войны здание школы № 52, а правее от него — какую-то вышку или мачту.

Когда я пытался вспомнить, где в Соломбале подобное строение находилось, то на память пришла картина: высокая пирамидальная вышка из брёвен, стоявшая в квартале, ограниченном улицами Маяковского, Ярославской, Красных Партизан и Полярной (ныне Адм. Кузнецова). Стоявшая по крайнее мере до рубежа 1960-1970-х годов.

По молодости лет я особо не обращал на неё внимания и не задумывался, зачем она была построена и какие функции выполняла или уже не выполняла — мол, стоит и стоит... А как её сносили, не помню.

Но главное не в этом, а в том, что о былом её существовании я вспомнил. Но чтобы убедиться, что не ошибаюсь, вновь же обратился к немецким аэрофотоснимкам Архангельска военных лет. И на фрагменте одного из них (1943 года) нашёл школу № 52 и отброшенную данной вышкой тень (правда, частично), а также показал, какой сектор попал в объектив фотоаппарата при съёмке первого снимка:

Здание школы и вышку (благодаря длинной тени) можно найти и на других фрагментах. Причём вышка (мачта) помечена буквой D, которая тут же расшифрована — Funkmast (Радиомачта). Таким образом, её былое предназначение выяснено...

Следует сказать и о том, что кроме возвышавшейся над Соломбалой вышки-радиомачты (Funkmast) как на первом снимке, так и на фрагментах аэрофотоснимков, можно разглядеть и вышку пожарной части, находившейся в Первой Соломбальской деревне и о которой я ранее уже сообщал.

Её же есть возможность рассмотреть ещё на одном снимке (заимствованном у Дмитрия Бычихина), на котором кроме пожарной вышки, видны радиомачта и ещё строящаяся школа. Следовательно, данный снимок следует датировать 1936-1937 годами, когда наряду с возведением школьных зданий начиналось строительство Кузнечевского моста.

Вскоре после публикации этого сообщения у меня появились сомнения: а действительно ли это была радиомачта? Или не ошиблись ли немцы, назвав её Funkmast? Появились по той причине, что в Соломбале никакой радиостанции не было, ближайшая только в Кузнечихе (помню её высокие тонкие радиомачты, хорошо заметные с соломбальского берега). Поэтому вновь пожалел, что в школьные годы, несмотря на свою любознательность, ни у кого у старожилов не спросил о былом предназначении ещё стоявшей вышки.

И вот лишь недавно, то есть спустя четыре года, я убедился, что сомнения были не напрасны. Так как в архивных делах Соломбальского райисполкома за 1936 год нашёл информацию, опровергающую вывод немецкой аэроразведки, что это сооружение являлось радиомачтой.

В протоколе постановления заседания президиума райсовета от 10 февраля 1936 года есть такая запись:

Принять к сведению заявление тов. Адамовича о том, что первые пять ярусов будущей парашютной вышки будут готовы к 1 марта и что строительство обеспечено всеми необходимыми материалами и что с 13 февраля количество рабочих с 8 человек будет увеличено до 20. Дополнительно выделить для строительства вышки 200 килограммов гвоздей и 180 листов фанеры...

Следовательно, в 1936 году строилась не радиомачта, а парашютная вышка, открытие которой, как говорится в другом протоколе, состоялось 6 июля — в праздничный, нерабочий день (до 1937 года - День Конституции СССР):

1. Согласится с предложением т. Ласкина об открытии в эксплуатацию парашютной вышки 6 июля сего года.
2. Возложить руководство по подготовке к открытию парашютной вышки на т. Ласкина (Райсовет Осоавиахим) и т. Фирсова (Райкомхоз). Обязать тт. Ласкина и Фирсова разработать план по проведению открытия парашютной вышки.
3. Предложить тт. Ласкину и Фирсову обеспечить приглашение на открытие парашютной вышки лучших стахановцев предприятий, физкультурных коллективов, учебных пунктов, руководителей городских организаций.
4. Предложить т. Осокину (Нач. Пищеторга) в день открытия парашютной вышки на территории вблизи вышки обеспечить торговлю водами, мороженым и всеми другими товарами.
5. Предложить диспетчеру автобусного парка обеспечить по требованию пассажиров остановку автобусов у парашютной вышки.
6. Принять к сведению заявление т. Ласкина, что Райсовет Осоавиахим выделил для поощрения 500 рублей.
7. Отпустить для премирования 800 рублей за счет непредвиденных расходов Райсовета.
8. Признать необходимым премировать рабочих строительства парашютной вышки...

Далее в протоколе постановления перечислены рабочие, между которыми были распределены премиальные 1300 рублей.

А для пояснения замечу, что тогда автобусный маршрут, связывавший Соломбалу с посёлками лесозавода № 16-17 им. Молотова и сульфат-целлюлозного завода (то есть с Сульфатом) начинался от перекрёстка улиц Валявкина и Левачева, далее по Левачева до Английской (ныне Маяковского), сворачивал на эту улицу и шёл до моста через Соломбалку, а далее по полям (по этой дороге потом проложили трамвайный маршрут № 4. Поэтому автобусы ходили по нынешней улице Маяковского совсем рядом с вышкой. В этой связи остановка там вскоре была узаконена и на ней выходило много народа, о чём свидетельствует вытоптанная местность от улицы к вышке:

На спутниковом снимке 1962 года, заимствованном с сайта signumtemporis.ru, парашютную вышку с трудом, но можно разглядеть:

А снимке 1978 года её уже нет:

Я же зрительно запомнил первую соломбальскую парашютную вышку уже без верхней площадки — просто сооружение из бревён, в сечении имевшее форму треугольника. Что же касается второй построенной в Соломбале парашютной вышки — в первой половине 1960-х из металлических конструкций, то о ней я рассказывал уже несколько раз (Вспоминая парашютную вышку и И вновь о парашютной вышке).

_____________________________________________________

Предыдущий пост - О сангигиене и Александре Втором

Просмотров: 331 | Добавил: Bannostrov | Теги: Фотолетопись Архангельска, История Соломбалы, Фотолетопись Соломбалы, История Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0