18:50 Вышка над Соломбалой |
15 октября 2019 года пост под названием «Funkmast над Соломбалой» я начал следующими абзацами и фотоснимками: На следующем снимке военной поры, заимствованном у Александра Меньшикова, запечатлены быки (опоры) недостроенного Кузнечевского моста и за рекой Кузнечихой — Соломбала. Причём на данной фотографии нельзя не заметить возвышающееся, построенное ещё до войны здание школы № 52, а правее от него — какую-то вышку или мачту. Когда я пытался вспомнить, где в Соломбале подобное строение находилось, то на память пришла картина: высокая пирамидальная вышка из брёвен, стоявшая в квартале, ограниченном улицами Маяковского, Ярославской, Красных Партизан и Полярной (ныне Адм. Кузнецова). Стоявшая по крайнее мере до рубежа 1960-1970-х годов. По молодости лет я особо не обращал на неё внимания и не задумывался, зачем она была построена и какие функции выполняла или уже не выполняла — мол, стоит и стоит... А как её сносили, не помню. Но главное не в этом, а в том, что о былом её существовании я вспомнил. Но чтобы убедиться, что не ошибаюсь, вновь же обратился к немецким аэрофотоснимкам Архангельска военных лет. И на фрагменте одного из них (1943 года) нашёл школу № 52 и отброшенную данной вышкой тень (правда, частично), а также показал, какой сектор попал в объектив фотоаппарата при съёмке первого снимка: Здание школы и вышку (благодаря длинной тени) можно найти и на других фрагментах. Причём вышка (мачта) помечена буквой D, которая тут же расшифрована — Funkmast (Радиомачта). Таким образом, её былое предназначение выяснено... Следует сказать и о том, что кроме возвышавшейся над Соломбалой вышки-радиомачты (Funkmast) как на первом снимке, так и на фрагментах аэрофотоснимков, можно разглядеть и вышку пожарной части, находившейся в Первой Соломбальской деревне и о которой я ранее уже сообщал. Её же есть возможность рассмотреть ещё на одном снимке (заимствованном у Дмитрия Бычихина), на котором кроме пожарной вышки, видны радиомачта и ещё строящаяся школа. Следовательно, данный снимок следует датировать 1936-1937 годами, когда наряду с возведением школьных зданий начиналось строительство Кузнечевского моста. Вскоре после публикации этого сообщения у меня появились сомнения: а действительно ли это была радиомачта? Или не ошиблись ли немцы, назвав её Funkmast? Появились по той причине, что в Соломбале никакой радиостанции не было, ближайшая только в Кузнечихе (помню её высокие тонкие радиомачты, хорошо заметные с соломбальского берега). Поэтому вновь пожалел, что в школьные годы, несмотря на свою любознательность, ни у кого у старожилов не спросил о былом предназначении ещё стоявшей вышки. И вот лишь недавно, то есть спустя четыре года, я убедился, что сомнения были не напрасны. Так как в архивных делах Соломбальского райисполкома за 1936 год нашёл информацию, опровергающую вывод немецкой аэроразведки, что это сооружение являлось радиомачтой. В протоколе постановления заседания президиума райсовета от 10 февраля 1936 года есть такая запись: Принять к сведению заявление тов. Адамовича о том, что первые пять ярусов будущей парашютной вышки будут готовы к 1 марта и что строительство обеспечено всеми необходимыми материалами и что с 13 февраля количество рабочих с 8 человек будет увеличено до 20. Дополнительно выделить для строительства вышки 200 килограммов гвоздей и 180 листов фанеры... Следовательно, в 1936 году строилась не радиомачта, а парашютная вышка, открытие которой, как говорится в другом протоколе, состоялось 6 июля — в праздничный, нерабочий день (до 1937 года - День Конституции СССР):
1. Согласится с предложением т. Ласкина об открытии в эксплуатацию парашютной вышки 6 июля сего года. Далее в протоколе постановления перечислены рабочие, между которыми были распределены премиальные 1300 рублей. А для пояснения замечу, что тогда автобусный маршрут, связывавший Соломбалу с посёлками лесозавода № 16-17 им. Молотова и сульфат-целлюлозного завода (то есть с Сульфатом) начинался от перекрёстка улиц Валявкина и Левачева, далее по Левачева до Английской (ныне Маяковского), сворачивал на эту улицу и шёл до моста через Соломбалку, а далее по полям (по этой дороге потом проложили трамвайный маршрут № 4. Поэтому автобусы ходили по нынешней улице Маяковского совсем рядом с вышкой. В этой связи остановка там вскоре была узаконена и на ней выходило много народа, о чём свидетельствует вытоптанная местность от улицы к вышке: На спутниковом снимке 1962 года, заимствованном с сайта signumtemporis.ru, парашютную вышку с трудом, но можно разглядеть: А снимке 1978 года её уже нет: Я же зрительно запомнил первую соломбальскую парашютную вышку уже без верхней площадки — просто сооружение из бревён, в сечении имевшее форму треугольника. Что же касается второй построенной в Соломбале парашютной вышки — в первой половине 1960-х из металлических конструкций, то о ней я рассказывал уже несколько раз (Вспоминая парашютную вышку и И вновь о парашютной вышке). _____________________________________________________Предыдущий пост - О сангигиене и Александре Втором |
|
Всего комментариев: 0 | |