14:38 «За усы вытаскивать...» |
Публикация о «кишевшем немцами» Архангельске была перепечатана местными газетами, в связи с чем слухи (один страшнее другого) быстро распространились по городу и его окрестностям. Особенно бдительные находили следы немецкого вредительства почти на каждом шагу. А те из них, кто владел пером, сообщали о своих подозрениях на страницах архангельской прессы. Так, газета «Северное утро» 29 августа 1915 года опубликовала следующую заметку: У завода Шольц в Маймаксе в настоящее время стоит пароход под норвежским флагом «Förde»; одним из моряков высказано нам предположение, не немецкий ли это пароход, перешедший под норвежский флаг во время войны. Характерно то, что раньше пароход этот имел другое название, о чем свидетельствует не закрашенная старая надпись на ящике, прикрывающем рулевой аппарат на юте. Надпись же на носовой части борта закрашена и сделана новая, но буквы старого названия заметны. Те знаки компания, которые имеются на трубе этого парохода, носили пароходы одной немецкой компании, часто посещавший Архангельский порт до войны. Следует обратить на это внимание. Эта заметка только подлила масла огонь — кое-кто стал утверждать, что с пришедших из-за границы и стоящих у причалов лесозаводов иностранных пароходов по ночам высаживаются германские диверсанты. А власти закрывают на это глаза, так как чиновники либо сами немцы, либо им продались. Посему «плодящихся, как тараканы, немецких пособников надо из всех щелей за усы вытаскивать». Видимо, таким образом, как на этом плакате, которым были оклеены рекламные тумбы: Конечно, власти отреагировали на слухи, поэтому в посёлках лесозаводов начались обыски и проверки там проживавших. Об одной таком «мероприятии», устроенном в казармах (бараках) и в койках (спальных помещениях, пристроенных к стенам цехов) лесозавода наследников Кыркалова, рассказывалось в той же газете:
Около 11 чсов ночи во время бывшей сильной грозы и дождя местный заводской полицейский урядник г. Ульяновский совместно с двумя стражниками, вытребовав для этого из конторы завода служащего с паспортной книгой, приступил поголовно к обходу по койкам и казармам, где спят рабочие. Подходя к койкам, которые на ночь были закрыты внутри, делали сильный стук в двери с требованием немедленно открыть. Услышав такой повелительный приказ, двери тотчас открывали, и в койку с силой врывался ветер и дождь, поднимался крик и плач детей, так как в некоторых койках спали только жены запасных, призванных на войну и жены рабочих с малыми детьми.
В борьбу с немецким засильем, причём весьма своеобразным способом, включилось и подрастающее поколение Архангельска, о чём и говорилось в газетной заметке: Мальчишки и подростки накупают разных пистолетов, резины и т. п., бродят кучами по 5-6 человек и производят бесчинства. Разбивают стекла и фонари. На днях это можно было наблюдать на Троицком проспекте в Немецкой слободе. Результатом явилось, в частности, то, что повешенный 14 числа на углу Троицкого и Садовой улицы фонарь нового электрического освещения качается с разбитым матовым колпаком... Слухи о том, что губернская администрация и местные учреждения «кишат немцами», привели к тому, что секретарь Архангельского отделения Государственного банка Вениамин Гофман был вынужден сменить немецкую фамилию на русскую — стал Львовым... ______________________________________________________Предыдущий пост - О «психах» из Америки. И не только Следующий пост - Смольный Буян — фото |
|
Всего комментариев: 0 | |