14:05 Забытая катастрофа |
Полагаю, многие знают, что в 1929 году Архангельск стал административным центром обширного Северного края, в состав которого вошли Коми область и ликвидированные Вологодская и Северо-Двинская губернии. Поэтому многие учреждения и организации, ранее располагавшиеся в бывших губернских центрах, были переведены в Архангельск. Однако в Вологде было решено оставить управление отделения Северной железной дороги. Однако удалённость от Архангельска не мешала краевой газете «Правда Севера» освещать работу Вологодского отделения, рассказывать об его успехах и недостатках. И тем более она не могла не сообщить о чрезвычайном происшествии, которое случилось 30 июня 1930 года на станции Ефимовская. Следует сказать, что данная станция находилась за пределами Северного края — в Ленинградской области, но подчинялась упомянутому отделению. Поэтому разбирательство случившегося состоялось в Вологде, куда и был откомандирован сотрудник краевой газеты, в связи с чем 27 июля в «Правде Севера» была напечатана следующая его корреспонденция:
ВОЛОГДА, 26. (Наш. корр.) Сегодня в доме Революции при большом скоплении рабочих Вологодского железнодорожного узла начался громкий судебный процесс над виновниками крушения пассажирского поезда № 83, происшедшего на станции Ефимовская Северной железной дороги 30 июня.
В пять часов утра 30 июня, по распоряжению дежурного по станции Ефимовская — Корнелюка, паровоз товарного поезда № 992, стоявший на четвертом пути, перебрасывался на первый путь для набора воды. В этот момент во время переброски паровоза через выходные стрелки, при открытом семафоре к станции приближался пассажирский поезд № 83. Когда поезд был уже близко, стрелочница Валова получила распоряжение дежурного Корнелюка перевести стрелку на второй главный путь для приема поезда № 83. Но стрелочница помимо своей неопытности была еще в нетрезвом состоянии, и она, растерявшись, перевела на четвертый занятый путь, в силу чего шедший с превышенной скоростью поезд № 83 врезался в стоявший состав поезда № 992. В результате поезд № 83 сошел с рельс, разбив шесть вагонов в своем составе и четыре вагона в товарном поезде, причем один из них, груженый спичками, воспламенился.
В день крушения станция была оставлена без руководства — начальник станции Заозеров самовольно уехал в Вологду, оставив за себя помощника Моденкова, не проинструктировав его. А Моденков, оставшись за начальника, не считал своей обязанностью наблюдать за движением поездов, полагая, что это обязанность дежурного. Так, полагаясь один на другого, а вместе наплевательски относясь к серьезнейшей службе, работал и весь персонал станции Ефимовская, создав обстановку полного падения трудовой дисциплины.
В следующей корреспонденции из Вологды, опубликованной 29 июля, в частности, сообщалось:
На ответственный пост стрелочника начальник станции Заозеров принял некую Валову, абсолютно незнакомую с обязанностями службы, и без всякого испытания, без инструктирования сразу же допустил ее к дежурству. Между тем, по собственному признанию, Валова долгое время не знала, когда надо переводить стрелку.
Понятно, что суд не мог не обратить особого внимания на следующий, на первый взгляд, странный факт: все погибшие и тяжело раненые оказались пассажирами купейного вагона, который был четвёртым по счёту от паровоза. А пассажиры трёх вагонов, находившихся впереди, пострадали незначительно. Выяснилось, что при формировании поезда № 83 «Челябинск—Ленинград» на станции отправления «вопреки существующим правилам» в состав был включен дореволюционный купейный вагон, который в отличие от других, советского периода постройки вагонов имел деревянную несущую раму и нуждался в капитальном ремонте, так как имел «совершенно разбитые, иструхлевшие стенки». Поэтому в момент крушения он мгновенно превратился в труху и был буквально раздавлен следующим вагоном... 4 августа 1930 ода выездная сессия Северного краевого суда приговорила: начальника станции Заозерова — к пяти годам лишения свободы, его помощника Корнелюка — к шести, машиниста Милюкова — к трём. После отбытия наказания им было запрещено работать на транспорте в течение трёх лет. Остальные подсудимые, в том числе стрелочница Валова, были приговорены «на разные сроки принудработ и к общественному порицанию». При этом суд не забыл о тех, чьи преступные действия, а именно — включение в состав поезда № 83 дореволюционного, заведомо аварийного вагона — привели к человеческим жертвам: в Челябинск было отравлено постановление о привлечении их к уголовной ответственности. ______________________________________________________ ______________________________________________________Предыдущий пост - Минус пол-Архангельска 1930-го... Следующий пост - Спасибо Вам, Инна Владимировна... |
|
Всего комментариев: 0 | |