Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

14:41
Заключённые и «добровольное отчуждение»

В одном из майских номеров архангельской газеты «Северное утро» за 1915 год нашёл информацию, доступ к которой в то время был строго ограничен. Но тем не менее сотрудникам издания, которым руководил Максим Леонов (отец известного советского писателя Леонида Леонова), удалось раздобыть сведения служебного пользования, непонятно, почему пропущенные военным цензором. Поэтому жители города и губернии узнали, что в скором времени на железнодорожное строительство в районе Архангельска прибудет 200 арестантов. Несколько больше — 250 подневольных (пока первая партия) — намечалось отправить в Няндому — на работы по перешивке узкоколейного участка Вологда-Няндома на широкую колею. А больше всего - 1800 заключённых — «для работы на ст. Котлас Пермской жел. дор.»

Последняя цифра немало озадачила, ибо, как мне казалось, что крупного железнодорожного строительства в районе Котласа в то время не велось. Но я ошибся, и понял это, когда на странице Лименда. Хроника столетия сайта А.В. Бральнина прочитал:

«...В 1915-16 годах каменный уголь на баржах перевозился из Архангельска в Котлас. Здесь, на пустынном тогда Михейковом острове, уголь вручную перегружался на берег. Это место называлось «Угольным фронтом». Отсюда полезное ископаемое отправляли в промышленные центры России, для чего было засыпано русло реки Лименда и по насыпи проложена железная дорога, соединившая станцию Котлас с «Угольным фронтом».

Вот тут-то мне и стало понятно, для чего были нужны руки 1800 заключенных — для строительства железной дороги от станции Котлас до «Угольного фронта». В том числе для засыпки русла реки и возведения насыпи. В этой связи я решил побольше узнать об этой стройке, и недавно найденные в областном архиве документы сообщили следующее:

15 апреля 1915 года Владимир Фукс — вологодский вице-губернатор, временно исполнявший обязанности губернатора — писал сольвычегодскому уездному полицейскому исправнику Василию Синявскому:

По обстоятельствам военного времени требуется провести железнодорожную ветвь от станции Котлас к устью реки Вычегды. Для постройки ветки потребуется отчудить около 80 десятин крестьянской земли. К работам надо приступить немедленно и входить в соглашения о предварительном занятии земель.

Оказать всевозможное содействие агентам дороги к изъявлению добровольного согласия владельцами на занятие их земель под помянутую железную дорогу.

Поручая Вам это, я вполне рассчитываю, что Вы силою убеждения сумеете добиться без каких-либо трений согласия владельцев и тем самым будете способствовать в государственных интересах возможности ныне же приступить к работам...

В этом документе нет упоминания о какой-либо плате за изымаемую у крестьян землю. Поэтому поставленная перед Синявским задача оказалась крайне трудной. Во-первых, потому что крестьяне, конечно, возражали против изъятия земельных участков, причём не просто участков — местами предстояло снести жилые дома. Во-вторых, станция Котлас, как и часть изымаемых землей, находились в другом уезде — Великоустюжском. И крестьянам соседнего уезда сольвычегодский исправник, как говорится, был не указ. Поэтому «трений» было предостаточно. Как и жалоб, которыми оставшиеся без земли и домов крестьяне, засыпали губернское начальство — мол, наши земли забрали бесплатно, а в домах поселили заключённых...

Поэтому из Вологды, от губернатора, на имя исправника в сентябре того же года пришёл запрос, в котором, в частности, спрашивалось:

Состоялось ли добровольное соглашение о занятии земель? И встречалось принудительное отчуждение?..

Подобный запрос, полагаю, следует назвать лицемерным и издевательским, так как о насильственном изъятии земель в Вологде знали не хуже, чем в Котласе. Поэтому Синявский ответил кратко:

Имею честь сообщить, что под Вычегодскую ветку отпущено всего по Сольвычегодскому уезду 64 десятины 1824 квадратных саженей. Остальные земли отчуждены у крестьян деревни Осокоринской Удимской волости Великоустюжского уезда.

Следствием игнорирования обращений на губернском уровне, стало то, что подобные же жалобы от выброшенных с земли и из домов крестьян пришли в столицу. Как следствие, следующий документ — письмо в управление Пермской железной дороги, посланное 4 февраля 1916 года сольвычегодским исправником Синявским. В нём говорилось:

По распоряжению г. Главноначальстующего Вологодской губернии в г. Сольвычегодске учреждена особая Комиссия по оценке имущества, отчужденного под железную дорогу от станции Котлас до реки Вычегды...

Из управления дороги пришёл ответ, что денежных средств на выплату компенсаций нет, и поскольку решение о строительстве новой ветки принималось на государственном уровне, то там же должен решаться вопрос о компенсациях. Что оставалось после такого ответа делать "особой комиссии" — понятно, просто заседать. И прозаседалась она до Февральской революции 1917 года.

Новая власть, а именно вологодский губернский комиссар 30 сентября 1917 года писал сольвычегодскому уездному комиссару:

Поставляю Вас в известность, что оценочная комиссия для оценки имущества, отчужденного для сооружения ветки от ст. Котлас до р. Вычегды, должна продолжить свою деятельность под Вашим председательством.

Поэтому сольвычегодских царских чиновников — членов этой комиссии, отстранённых от работы в марте 1917-го, пришлось снова принять на работу. Однако, как оказалось, на кране короткий срок — менее чем два месяца свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. И 26 января 1918 года представитель Советской власти — уездный народный комиссар Иван Ваганов — подписал следующий документ:

Исполнительный Комитет Сольвычегодского Уездного Совета Крестьянских, Рабочих и Солдатских Депутатов в заседании 12 сего января постановил: Оценочную комиссию упразднить...

В следующем пункте постановления говорилось о выплате пострадавшим крестьянам предварительной частичной компенсации, средства на которую были изысканы «вследствие экспроприации капиталов, драгоценностей, движимого и недвижимого имущества у эксплуататорского элемента уезда». К постановлению был приложен список, по которому можно судить, каких земельных площадей лишились тамошние крестьяне в результате «добровольного отчуждения»:

1. д. Веселиха — 544 кв. саженей, 2. д. Выставки-Слободы — 540 кв. саженей, 3. д. Проскуринская — 3 десятины 736 кв. саженей, 4. д. Котлас-Слободы (Малой Слободы) — 3 десятины 736 кв. саженей, 5. д. Медвежей Слободы — 13 кв. саженей, 6. д. Макаровской — 76 кв. саженей, 7. д. Бобровской — 2 десятины и 1121 кв. саженей, 8. Васенихи и Слободы —Выставки — 6 десятин 2123 кв. саженей, 9. д. Клипигинской — 1 десятина 412 кв. саженей, 10. д. Тупагеловской (или Тупачеловской) — 2 десятины 74 кв. саженей, 11. еще от д. Бобровской — 910 кв. саженей, 12. еще от д. Тупочеловской — 2 десятины 1392,4 кв. саженей, 13. от причта Котласской Стефановской церкви — 1 десятина 1713 кв. саженей, 14. д. Осокорихи — 12 десятин 1450 кв. саженей.

______________________________________________________

Предыдущий пост - Бедный «Соколик», битая «Эмма» и разнузданный «Запад»

Следующий пост - Печальные последствия, даже для театралов... »

Просмотров: 1148 | Добавил: Bannostrov | Теги: История Котласа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: