Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

18:50
Женщина на корабле - быть ....
 

В архивном фонде архангельского военного губернатора нашёл рапорт исполнявшего должность Кольского исправника дворянского заседателя тамошнего земского суда Мельникова, который сообщил о кораблекрушении. Текст этого документа привожу с сохранением орфографии и пунктуации:


"Шкипер из Ревельских граждан Александр Фраббуги в поданном в суд 7 декабря объявлении изъяснил: что 23 числа минувшего сентября отбыл он из устья Архангельского порта на корабле, именуемом "Атлантик", принадлежащем 1 гильдии купцу Джону Джюбу, следовавшему с конторы Архангельских иностранных Гостей "Кларка Морган и К" в Лондон с грузом 360 лагунов сала говяжьего, 173 бунта пакли льняной, 11525 штук рогож одинаких, 481 конец досок сосновых, 64 бунта лну, 1250 четвертей семени льняного, 4 ящика щетины, 100 кож бычьих и 15 телячьих. Экипаж корабля состоял в одном штурмане и 15 человек матросов и жене шкипера.

По отбытии до 27 числа плыли благополучно, но на 28 число в пасмурную и туманную ночь при штиле на быстром течении убылой воды, во время вахтенного управления штурманом корабль был остановившись не более четверти часа в Белом море против Орлова мыса, где повредил руль сломанием третьего сверху крюка, но сие малое повреждение штурманом Тимерманом, боцманом и старшими матросами признано неопасное, почему и решились продолжить вояж к Англии.

Следуя до 4 октября, не предвидя никаких в пути препятствий, но поутру оного суда при сильном шторме, после сделанного кораблем поворота ударившей в руль превеличайшей волною за один раз сломало у оного все крюки, от чего потерял корабль правеж, мгновенно летел наветр и перетрясиваем был волнами с одного на другой борт, и от того бывшего в нем насыпно семя, засорив помпы, затруднило в отливе воды и пересыпалось на один правый борт, на который лег и сам корабль, чрез что, приискивая средств к правежу, были для оного выпущены в каюты большие канат и перлин, при действии коими нашпиль корабля не оказалось ожидаемого успеха, без коего по воле порывистых пылких ветров, переходивших на круг, носило в отчаянии по морю до 9 октября.
 

В сие число при сильном норд-осте прижало к Мурманскому Российскому берегу в 20 верстах от Семи Островов, где, став на два якоря, закреп паруса, съехали для спасения жизней все на берег, перевезя на оный с собой малую часть из провизии и платья и два для прикрытия себя паруса, ожидали перетишья, желая корабль затянуть в безопасность и спасти с оным груз, но напротив ветр не переставал усиливаться до такой степени, что на третий день, то есть 11 октября, оборвав у якорей обои канаты, принес к Белому мысу, на крем совершенно разбило весь корабль, из оного что было кателажу и собственных шкипера вещей, то все погибло. После чего все они выехали на оленях местных лопарей в город Колу."


Процитированный рапорт позволяет, во-первых, узнать, какие товары вывозились в 1830-х годах через Архангельский порт в Англию, во-вторых, убедиться, что поверье "Женщина на корабле – быть беде" не такое уж несправедливое...
Просмотров: 1369 | Добавил: Bannostrov | Теги: История края, Происшествия, Кораблекрушения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: