17:56 Злосчастный триколор |
Весной 1918 года в нескольких номерах газеты «Известия Архангельского Совета рабочих и солдатских депутатов» было напечатано сообщение, суть которого была следующей: германское правительство уведомило, что отныне — после заключения Брестского мира — дружественными считает только те российские морские суда, которые ходят под красным флагом с надписью на нём: Р.С.Ф.С.Р. Суда же под царским триколором продолжает считать вражескими. Сейчас остаётся только гадать, почему это предупреждение в серьёз не восприняли правление товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства и капитаны принадлежащих ему судов. Но можно определённо сказать, что последствия такого безразличия оказались самыми печальными. О чём и говорилось в статье «Гибель парохода "Федор Чижов», опубликованной 15 июня 1918 года в газете «Голос северного судоходца»: Капитан погибшего на Мурмане от подводной лодки 16-го мая с. г. парохода «Федор Чижов» гр. Бурков представил Беломорскому Областному Правлению доклад о гибели парохода. Приводим выдержки из этого доклада:
"...Совершая 9-й срочный весенний рейс, прибыл из Вайда-губы из Печенги 16-го мая с.г. около 7 часов утра. Встал на якорь на обычном месте, где останавливаются почтово-пассажирские пароходы. Оставив мостик, зашел в каюту, намереваясь идти к чаю, но вахтенный штурман Воронин доложил, что в море слышны орудийные выстрелы. Я возвратился на мостик и увидел вооруженным глазом парусно-гафельное судно: видно было, как в его попали снаряды, поднимался столб воды. Я приказал готовить брашпиль для подъема якоря, что было моментально исполнено. Машина оказалась готовой. Снявшись с якоря, повернул и направил судно в самую бухту вышеупомянутой губы. Затем тихим ходом за лудки, на место стоянки гребных судов и остановился на якоря, на глубине 2,5 сажени (был период полной воды) между промысловыми судами. Приказал спустить рабочую шлюпку и большую елу с палубы, которая принята в Варде для доставки в Териберку, для высадки почты и пассажиров. Это образцово быстро было выполнено и высадка пассажиров началась с помощью приехавших с берега карбасов. Пассажиров находилось на пароходе 53 человека, большинство из них пленные русские инвалиды, ехавшие через Норвегию из немецкого плена.
Я решил, что согласно обнародованию мира, расстреливать нас не будет. Зашел в каюту привести в порядок утренний туалет, чтобы идти к завтраку. Во время моего туалета штурман Смагин торопливо доложил, что лодка несется обратно полным ходом. Я приказал спускать остальные шлюпки для команды. В тот же момент услышал взрыв снаряда, выбежал из каюты. Люди уже спускали заранее приготовленные шлюпки. Я побежал на бак вытравить канат, чтобы ветром несло ближе к берегу. Но стопора я в ручную отдать не смог, шпага не было видно.
Комментировать процитированное, на мой взгляд, следует так: «играющий на корме» злосчастный триколор (дореволюционный российский торговый флаг), так и несменённый, несмотря на неоднократные предупреждения, на красный, и стал причиной атаки на пароход, гибели его и людей. То есть русское авось (авось пронесёт!) не помогло... Что же касается дальнейшей судьбы «Федора Чижова», то после окончания Гражданской войны остов судна сняли с мели и отбуксировали в Архангельск. Затем отремонтированный пароход, переименованный в «Моржовец», ходил по северным морям ещё несколько лет — до 1928 года. И, конечно же, под красным флагом. Под этим же флагом вплоть до смерти в 1952 году ходил и упомянутый в газетной статье штурман Воронин — впоследствии знаменитый советский полярный капитан Владимир Иванович Воронин: ______________________________________________________ ______________________________________________________Предыдущий пост - 15 стульев Следующий пост - Словно в другом городе... |
|
Всего комментариев: 0 | |