13:44 Казённые лавки и офицерские бани |
Если внимательно рассматривать типографски изготовленный план Соломбалы 1831 года, то нельзя не заметить на нём находившиеся в Гавани строения под циферным обозначением 128 и 129.
Ниже есть пояснение, что это были «кухни для иностранных судов». Однако эта трактовка не совсем точна, так как в указанных на плане местах (а это перекрёстки набережной с нынешней улицей Челюскинцев и бывшим Шведским переулком) в действительности стояли торговые лавки, арендаторы которых в период навигации — с мая по октябрь — отпускали (понятно, за деньги) товары экипажам заморских кораблей. А рядом с одним блоком лавок находился казённый дом, где, используя купленные продукты, иностранные моряки могли или сами приготовить пищу (опять же за плату), или отведать только что приготовленную — как говорится, с пылу, с жару. А деньги за аренду казённых лавок и дома-кухни шли на «улучшение Соломбальского селения».
А так как ни одно строение в Соломбале с мая 1823 года (даты начала правления военного губернатора Миницкого) не могло появиться без его одобрения, на чертеже присутствует соответствующая резолюция:
Оные планы и фасады мною разсмотрены Утверждённые фасады и планы строений с небольшим увеличением приведены ниже, при этом стрелкой помечено место, где находилось летнее здание таможни: Возвращаясь к плану 1831 года, обращаю внимание на другую часть Соломбалы, точнее, на конец нынешней улицы Терёхина, где циферным обозначением 117 помечены строения, в сноске названные «пеньковыми амбарами». На самом же деле в этом месте, именовавшемся «Кривой Ямой», еще с 1700-х годов находились офицерские бани, где мылись как сами офицеры, так и их жёны, и дети. Об этом свидетельствует следующий фрагмент генерального плана Соломбалы 1824 года:
Буквой А на нём помечен старый корпус мужских бань, который в 1828 году по причине ветхости военный губернатор приказал сломать, буквой В — недавно построенный небольшой корпус, состоявший из двух мужских бань, буквой С — женский корпус, поделённый на пять небольших (для помывки детей) помещений и одной общей бани. Примыкавшая к реке Курье (ныне Соломбалке) территория была обнесена высоким забором, при входе на неё — караулка, где, как и полагалось в военном селении, круглосуточно дежурили часовые (правда, из числа нижних чинов инвалидной команды).
К сказанному следует добавить, что вскоре рядом с территорией офицерских бань были построены торговые (общественные) бани, находившиеся в совместном и спорном владении враждовавших соседей — Селезнёвых и Макаровых (о чём я ранее сообщал). Затем вторые невдалеке построили ещё один помывочный корпус, с которого и начался успешный банный бизнес купеческого рода Макаровых. _____________________________________________________Предыдущий пост - Будка для часовых |
|
Всего комментариев: 0 | |