21:04 Мост над Кузнечихой |
В 2008 году в северодвинской газете «Северный рабочий» была опубликована моя статья «Архангельский объект молотовских строителей», в которой рассказывается о строительстве зимой 1941-1942 годов железнодорожного моста через реку Кузнечиху и которую ниже частично воспроизвожу:
О том, что Строительство № 203 напрямую причастно к появлению этого моста, я узнал из документов архивного фонда его политотдела, в частности, из копий отправленных в Москву отчётов о ходе выполнения работ за 1941-1942 годы. Среди перечисленных в них строек — цехов завода № 402, аэродромов (объекты № 178 и № 1500), портовых сооружений - значился и Кузнечевский мост (объект № 1).
В процитированное следует внести небольшую, но существенную правку: не задание, а постановление Государственного Комитета Обороны, с текстом этого документа мне удалось ознакомиться лишь на днях: Как видите, мост было обязано возвести Строительство № 203, а 35 километров железнодорожной ветки Экономия-Исакогорка — Наркомат путей сообщения. На ещё одном немецком аэрофотоснимке 1942 года, точнее, в его правом нижнем углу — дымящий паровоз с вагонами, уже миновавший мост. Для ориентировки: хорошо заметны воронки от разрывов бомб — в районе, где впоследствии была построена швейная фабрика (пересечение улиц Нагорной, Тимме и Гагарина): Так сложилось, что это постановление ГКО косвенно задело нашу семью. Дело в том, что в финскую войну 1939-1940 годов погиб мой дядя Михаил Васильевич. Выплата от государства по тому времени была существенной — денег хватило бы на покупку или постройку дома. Бабушка и дед решили построить дом, под который Соломбальский райисполком выделил участок на берегу Кузнечихи как раз у насыпи, оставшейся от старого моста. И вот именно там же началось строительство нового в ноябре 1941 года, когда была срублена по высоте почти половина дома — до окон. Но не столь близкое соседство оказалось для дома фатальным, а поступки работавшего на строительстве контингента — для обогрева в сильные морозы южане в халатах жгли костры, в которые тащили всё, что попадалось им на глаза. В том числе венцы недостроенного дома. Мои бабушка и мама (ещё школьница, дед умер в феврале 1942-го) пытались воспрепятствовать, но что они могли сделать — «моя твоя не понимает...» Обращались в райисполком, но там только пообещали: Компенсируем после войны. Что, конечно, не случилось... То, что оставалось от дома, можно разглядеть на фрагменте немецкого аэрофотоснимка 1942 года — в зелёном овале: Говоря о послевоенной судьбе Кузнечевского моста, замечу, что уже в 1945 году он утратил свое значение и был передан в ведение городского отдела коммунального хозяйства. А в 1951 году — на баланс только что учрежденного Управления Строительства № 510, которому предстояло построить железную дорогу до Мезени, а затем и глубоководный порт в районе Мудьюга. В этой связи перспективы района порта Экономия казались незавидными, и посему демонтированные металлоконструкции моста и рельсы использовали на новом строительстве. Но оно в 1953 году было прекращено. С той поры о некогда существовавшем мосте напоминает название улицы, разделяющей Первую и Вторую Соломбальские деревни — Вал, и возвышающиеся над водами Кузнечихи остатки рукотворной насыпи.
В заключение — снимки заимствованные из фотоальбома земляка-соломбальца Дмитрия Бычихина. На первых двух — железнодорожный мост, построенный в Первую мировую войну. На третьем — насыпь (вал), остававшаяся в середине 1950-х от моста, возведённого зимой 1941-1942 годов: И ещё — железнодорожные линии и мост (HIGHWAY BRIDGE), построенные в годы войны в районе Архангельска на фрагменте американской карты (www.lib.utexas.edu/maps): ______________________________________________________Предыдущий пост - Несостоявшаяся эвакуация Следующий пост - От Шпицбергена к шпицрутенам |
|
Всего комментариев: 0 | |