Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

18:40
Соломбальские истории, дела школьные

Когда я просматривал архивные документы Соломбальской полиции начала позапрошлого века, то обратил внимание на тот факт, что под ними (например, под прошениями или протоколами) за редчайшим исключением нет привычных для той поры формулировок: «по его просьбе такой-то руку приложил». То есть практически все соломбальцы мужского пола подписывались сами, а значит, были грамотными. Что резко выделяло их на фоне в большинстве своём неграмотного населения Архангельской губернии.

Объяснение этому факту нашлось в бумагах предыдущего столетия — восемнадцатого. Так, в документе 1793 года есть полный список школьников в возрасте от 7 от 16 лет. А их на тот год было 312 человек. То есть подавляющее большинство соломбальских мальчишек и подростков в ту пору училось, а не шаталось по улицам. Некоторые страницы этого списка привожу ниже:

А выяснить, где они учились, помог капитальный труд земляка-соломбальца С.Ф. Огородникова «История Архангельского порта». Степан Фёдорович, в частности, писал:

Для всестороннего благоустройства порта, согласно регламенту, конторе надлежало, помимо своих прямых обязанностей, «заботиться не об одних адмиралтейских служителях, но и о малолетних детях служителей, обучении их при порте цифири и мастерствам», во исполнение указа Петра Великого от 29-го октября 1717 г., непременно требовавшего устройства портовых школ.

Морская школа. Гравюра XVIII века

Указ этот повелевал: «плотничных, матросских детей, и братей и свойственников их, которые ниже 16 лет, обучать русской грамоте и цифирю, а которые выше тех лет — определять по мастерствам». В виду подобного указа, контора над Архангельским портом в 1733 году обратилась в Адмиралтейскую коллегию с вопросом: «нужно ли при Архангелогородской верфи учредить цифирную школу для обучения в оной детей морских адмиралтейских служителей», которых в то время насчитывалось при порте в возрасте от 5-ти до 10-ти лет, 23 человека.

На этот вопрос в начале 1734 г. коллегия разрешила учредить адмиралтейскую морскую школу, предписав на первое время выбрать учителем грамотного из старых матросов, касательно же пищи и обмундирования сообразоваться с С.-Петербургскою морскою школою. Вслед за этим, 8 апреля того же года коллегия назначила в новоучреждённую морскую школу учителем, из учеников морской академии, Михаила Тарбеева, с жалованием 3 рубля в месяц...

Ученики учрежденной морской школы довольствовались в то время денежным жалованием по 1-й копейке в день и хлебным: по малому четвирику муки, по 3 фунта 30 золотников крупы и 89 золотников соли в месяц на каждого. Ученики имели в школе общий стол (то есть горячее питание) и форменную одежду...

Далее С.Ф. Огородников сообщал, что ученики Соломбальской адмиралтейской морской школы были одеты в казённые серые камзолы, штаны и кафтаны, на головах — картузы василькового цвета, на ногах — чулки и башмаки. Следовательно, все школьники в возрасте от 7 до 16 лет, выражаясь современными терминами, находились почти на полном государственном обеспечении, да ещё получали по 30 копеек в месяц.

Первоначально занятия проводились и на городской стороне (теоретические), и в Соломбале (практические), но в 1739 году школа полностью была переведена в Соломбалу в специально построенное здание и была снабжена: «глиняными чернильницами, столами, аспидными досками, грифелями, азбуками, псалтырями и часословами, а для цифирной и навигацкой наук: счетами, циркулями, логарифмами и меридиональными таблицами». Особое внимание уделялось обучению геометрии, тригонометрии и навигации.

В 1738-ом году в школе обучалось 47 человек, в 1739-ом — 67, а в 1747-ом — свыше двухсот, в 1772-ом — около пятисот. А её выпускники (поначалу 25-30 человек) становились мастеровыми по основным специальностям: резчиками, прядильщиками, купорами, котельщиками, блоковыми мастеровыми, столярами, плотниками, кают-юнгами. А выпускники с физическими недостатками и глухие определялись в морской госпиталь и писарями в портовые конторы.

Сохранились сведения, что после Михаила Тарбеева школой с 1742-го по 1752-й год руководили учитель навигацких наук Михаил Страхов и смотритель мичман Неплов, затем — подштурман Погудкин. При нём школьников начали обучать ещё и «солдатской экзерциции деревянными ружьями под наблюдением унтер-офицеров, а равно и барабанному искусству».

Как я выше сообщал, в 1793 году в Соломбальской адмиралтейской морской школе обучалось 312 мальчишек и подростков. А возглавлял её 63-летний штурман капитанского ранга Андрей Гаврилович Дмитриев с помощниками — 53-летним штурманом подпорутческого ранга Александром Ивановичем Крашенинниковым, штурман прапорщицкого ранга 27-летним Иваном Трофимовичем Тобуриным, 19-летним штурманом унтер-офицерского ранга Николаем Фёдоровичем Некрасовым и 18-летними подштурманами Павлом Федосеевым и Василием Авериным. Кроме их в штате школы состояли семь учителей и три надзирателя. А внештатным законоучителем (преподавателем Закона Божьего) был один из священников Соломбальского Морского собора.

Понятно, что практическому мастерству, например, столярному, плотницкому или котельному теоретически научиться невозможно, поэтому ими овладевать школьникам помогали отставные адмиралтейские мастеровые.

В архивных документах того времени — конца 1700-х годов — встречается и другое название этой школы - «славяно-российская морская». Кстати, в те же годы в Соломбале существовала ещё одна школа — музыкантская, список преподававших в ней мне удалось найти. А вот сведений, когда она была открыта и сколько в ней училось юных соломбальцев, пока не обнаружил. Найду — сообщу.

По данным С.Ф. Огородникова, Соломбальская морская школа была закрыта, точнее, преобразована в военно-сиротское отделение (исполнявшее те же функции обучения) в 1804-ом году. Однако мне встречались сведения, свидетельствующие, что и в 1805-ом, и в 1806-ом она ещё существовала. И лишь в 1807-ом многостраничный список на год повзрослевших юных соломбальцев, оказавшихся в военно-сиротском отделении, был озаглавлен по-иному: вместо «школьники» — «воспитанники». А через полтора десятка лет новое поколение соломбальских мальчишек уже состояло в полубатальоне военных кантонистов (о которых я уже сообщал). И так — до середины 1850-х годов.

В заключение остаётся сказать, что в текущем году исполняется 290 лет с дня открытия Соломбальской адмиралтейской морской школы — первого учебного заведения в Архангельской губернии. Так как первые народные училища в Архангельске (да и в других губернских городах) появились на 20 лет позднее. Следовательно, по количеству грамотных на тысячу человек населения Соломбала по крайней мере целое столетие опережала по этому соотношению другие населённые пункты Архангельской губернии, да и всего Северо-Запада России. Аналогичное соотношение, видимо, было только в Петербурге и Кронштадте, где имелись такие же морские школы.

_____________________________________________________

Предыдущий пост - Дом Осеевых-Ляминых

Просмотров: 344 | Добавил: Bannostrov | Теги: История Соломбалы, История Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0